ОБРАЗОВАНИЕ КАЗИКУМУХСКОГО ШАМХАЛЬСТВА В конце VIII - нач. IX веков халифы из династии аббасидов сменили в Дагестане местных правителей и взамен поставили угодных им людей. Одарив их соответствующими привилегиями, они объявили их собственниками подвластной территории. В местных исторических хрониках „Тарихи Дагестан", „Гюлистан - Ирам" А.К. Бакихакова, „Асари Дагестан" Гасана Алкадари говорится о назначении в это время правителем Лакии с титулом шамхала-шахбалы потомка дяди пророка Аббаса с резиденцией в Кумухе. В арабских исторических источниках прямых указаний на это не имеется. Однако о попытках арабского полководца Масламы назначить своих представителей в Кумухе говорится определенно. О происхождении титула „шамхал" имеются разные точки зрения. Известные историки Бартольд В. В. и М. А Полиевктов считают, что „шамхал" происходит от имени арабского военачальника Шах-баал ибн Абдуллы, назначенного правителем Дагестана. В устной традиционной версии считают, что жители Гумика обратились к арабам с просьбой „о посылке к ким наставленников в новой вере". Тогда арабы будто бы в 778 г. построили мечеть (хиджры), а для управления народом назначили Шах-баалу. Во всех местных преданиях происхождение титула „шамхал" в Дагестане связывается с деятельностью Абумуслима или же утверждается, что это имя дано выходцу из рода исламского пророка Мухаммеда. В одном из этих преданий говорится о том, что в VII веке Абумуслим „назначил для всей дагестанской страны на должность правителя одного бывшего при нем в этом походе почтенного Аббаса... Этот правитель известен под именем Шамхала и он сын Абдуллы, сына Касима, сына Абдуллы, сына Аббаса... Этому правителю Абумуслим определил Кумух в качестве резиденции". По „Тарихи-Дагестан" Шамхал - имя первого ставленника арабов в нагорном Дагестане. Так назван он по имени своего деда родом из селения Хал в Шами (Сирии). Занятию этой должности способствовала и его блистательная родословная. „Согласно родословной он был сын Эмир-хамзы и потомок в восходящей линии Султан-Ахмеда, Хан-Мухамеда Аль-Арабий, Хала Феридуна, Амир-Султана, Алибега, Абдул-Азиза, Ахлаба, Амир-Чупана, Амир-Мухамеда, Гази-Абульфети, Муслима, Абдул-Мелика, Ибрагима, Исхака, Мансура, Касима, Якуба, Омара, Наиба, Сулеймена, божья милость да покоится на нем". В „Дербент-Намэ" имеется иное определение прозвища „шамхал". Здесь рассказывается о том, что Муслим, брат халифа Хашам ибн Абдул-Мелик, военачальник арабских войск в Дагестане, завоевав Кумух, назначил его правителем некоего Шах-бала, сына Абдуллы, сына Аббаса. По другому списку того же „Тарихи-Дагестан" Шах-бал, сын Абдуллы, сын Абдул-Муталиба и сын Аббаса. Аббас-Кули Бакиханов в своем сочинении „Гюлистан Ирам" пишет, что Шах-бал был сыном Абдуллы, сына Касима, сына Абдуллы и сына Аббаса. В предании, извлеченном Инкачилау, говорится, что „Шамхал, третий из сыновей Шам-хана, которой вышел из Шама в 153 г. хиджры". Умер Шам-хан спустя несколько лет после 213 г. хиджры. По рассказам кумухцев, в мечети Бургай находилась могила, где похоронен Шах-бал, который являлся одним из первых арабских правителей в Лакии, основателем династии казикумухских шамхалов. По свидетельству краеведа М. Пашаева на могильной плите Шах бала была куфическая надпись. К сожалению, эта надпись ке дошла до нас, так как могила уничтожена во время строительства джума-мечети в Кумухе и закладки здесь в 879г. ХИДЖ водопровода, глубиной 4-8 метров. Историческая литература отрицает пребывание в Дагестане арабского полководца Абу-муслима. Исследователи утверждают, что среди широких масс горцев имя Абу-муслим было популярно как веха начала приобщения к исламу. Поэтому различные толкования о происхождении шамхалов традиционно утвердили путаницу вокруг имен двух разновременно живших лиц. В действительности, завоевание Дагестана и принятие лакцами ислама связано с арабским полководцем Маслама. Под именем же Абумуслима, вероятно, известен арабский миссионер XI века. К этому времени можно отнести события, изложенные в одном из списков „Тарихи-Дагестан", который обнаружил на полях арабских книг Али Каяев. В нем говорится, что „отряды Калантара вышли из Мекки и Медины, и после того, как прошли 500 лет хиджры, (т. е. после 1107 г.) они достигли Сирии. Затем отправились в область Черкес, а страна эта была обиталищем войны и смерти, и вели они (арабы) в ней (области Черкес) большое число войн за веру. Затем пришли они в область Хайдак... убили султана их по имени Газанфар... Далее, заключил (Калантар) договор с правителями (эмирами) Кумуха, области Кумух. Затем, по прошествии незначительного срока нарушил он обещание свое торжественное и предал мечу неверных ее (т. е. области Кумух)... и взял город Кумух. И приняли они (жители Кумуха) ислам, и назначил в нем (Кумухе) султана из родственников своих, которому дал прозвище „шамхал". В другом списке говорится, что „и султан этот носил имя Шамхал. И с этого времени стало обычным именовать этим именем всякого, кто владел и правил населением этой области". Можно допустить версию о происхождении слова Гумик (Кумух) от арабского слова „кумуш„ - серебро. Сравните „цари Серира имеют замок Гумук, в котором находится их казна, хранилище, т. е. серебряный трон, полученный от Ануширвана. Достоверность данного документа подкрепляется также и другим сообщением, связанным с именем Калантара. Али Каяев обнаружил в Кумухе могилу Калантара с надписью: „Это (могила) защитника религии, распространителя ислама Калантара. Источники доказывают ошибочность утверждений, что возникновение термина „шамхал" относится ко времени татаро-монгольского нашествия на Дагестан. Приведенные примеры из преданий, несмотря на их разноречивость, бесспорно свидетельствуют о том, что происхождение титула „шамхал" было связано с пребыванием в Кумухе арабов. В этих завоеваниях принимали участие и многие проповедники ислама из Сирии. По вопросу об этимологии самого термина „шамхал" имеется несколько мнений. В дореволюционной исторической литературе утверждается, что слово „шамхал" произошло от слияния двух слов „шам" (Сирия) и „хал" (населенный пункт в Сирии). В советское время историки и лингвисты также занимались определением значения слова „шамхал". Например, Б. Маллачиханов считает, что слово „шухаби" (шауха, шоанха), встречающееся в гидатлинской генеологии, является множественной формой арабского классового термина „шуюх" от единственного „шейх" (начальник, старейшина). Точно также и прославленный в более крупной роли шамхал (шевкал, шауха, шоанха) есть не что иное, как видоизменение от основного шаухал, в свою очередь представляющего собой испорченное фонетикой шуюхал-шиюх, т. е. ту же множественную форму от арабского титула шейх. В подтверждение этого определения можно сослаться на то, что „употребление арабских терминов в форме множественного числа для обозначения ими понятия в единственном числе, имело место в религиозной практике „аджамских" (иноязыч- никое для арабов) народов широкое применение и, в частности у дагестанцев, например: „будала" - святой (от арабского ед. „абда"), шуада-погибший за веру (от арабского ед. „шагьуд"). В своей работе историк М. А. Полиевктов, не отрицая наличия первоначальной резиденции шамхалов в Кумухе, утверждает, что возникновение шамхальства относится к эпохе арабского господства на Кавказе (У VII - VIII вв). Тогда один из арабских военачальников (Шах-бал ибн Абдулпа)был назначен вали(правителем) Дагестана. Он упрочил свою наследственную власть над этой страною. Его же собственное имя при его приемниках обратилось в их владельческий титул, как это обычно бывает в подобных случаях: Шах-бал шамхал как Карл-крапь-король и т. д. По мнению известного знатока арабского языка М. Саидова, согласно законам арабского языка, если этимологизировать „шамхал" с „шам" (Сирия) и „хал" (название населенного пункта в Сирии), получается не шамхал, а Хал-аш-шам. Он же утверждает, что форма „шам" и „хал" образована по типу тюркских слов, а не арабских". На наш взгляд, термин „шамхал" можно объяснить от соединения двух слов: „шам" - у лаков означает Сирия, а ихъул", „хъал", „хал""окончание слова. По законам словообразования лакского языка аффикс „хъал" является показателем принадлежности лица к определенному роду, племени и месту. Например, Моьрщи (имя мужчины), род. пад. ед. числа. Моьршил, множественное число- Моьрщихъул, род. пад. множественного числа-Моьрщихъал, Мурхъилинхъул- муркъилихъал, Хай-дакъхъул-хайдакъхъал. Авнусхъул-ввнусхъал и т. д. Однако эта форма множественного числа обозначает нз несколько человек по имени Моьрщи (как по-русски Иваны, Екатерины), а имеет значение „Моьрщи я вся его семья или родственники", т. е. по сути дела является родовым или фамильным именем. То же самое окончание множественного числа прибавляется и к существительным, заимствованным из других языков, обозначающим выходца из той или иной местности или племени. Вероятно и этимологизация термина „шамхал" связана с местными языковыми особенностями лакцев. „Шамхал" в буквальном переводе с лакского языка значит „выходец из Шама (Сирии). Упрочение позиций мусульманства в Кумухе происходит в связи с усилением религиозно-политической деятельности в Дагестане газиев-борцов за веру, сыгравшей значительную роль в истории Востока IХ-Х вв. Касаясь этого, Алкадари отмечает, что в V в. хиджры (т. е. XI в) из, Аравии в Дагестан прибыл Абу-Муслим и „занялся обучением религии и распространением шариата". Конкретизируя это, Али Каяев, исходя из неизвестного списка „Тарихи - Дагестан", пишет, что в 500 г. хиджры (1006-1007) на Кавказ прибыло значительное число газиев, возглавляемых Гази Амир-Калантаром. После покорения Кайтага, он взял Кумух и назначил „султаном одного из своих родственников шамхалом". В „Тарихи-Дагестан" говорится, что Абу-Муслим напал на Хунзах. Правитель Аравии Суракат потерпел поражение и его сын Бейар спасся бегством в Тушетию. В Хунзахе устанавливается теократическая власть Абу-Муслима. Примерно через 30 лет после его смерти, пользуясь недовольством населения насильственными мерами принятия ислама, внук Суракат (сын Бейара) Амир-Султан при помощи своих родственников в Хунзахе становится правителем, и позиции христианской религии здесь были восстановлены. В ряде исторических источников говорится об успешной деятельности здесь миссионеров Грузии во время царствования Дмитрия Самопожертвователя (1270-1289). В сообщениях придворных историков Тимура Низам-ад-дин Шами и Иезди говорится о том, что „у области Гаэи-Гумик в войсках Аухара существовал обычай: месяц раз в году сражаться с неверными". Это является бесспорным доказательством миссионерских целей военных походов шамхалов в Хунзах и другие районы тогдашнего Дагестана. Вероятно в это время и в самом шамхальстве не везде утвердилась мусульманская религия. Не случайно, как свидетельствует арабский историк Масуда бен Намдар, правители Гумика в конце XI в. обращаются в Дербент с просьбой прислать проповедников ислама, чтобы изжить следы христианства. О позднем насаждении ислама говорят немусульманские погребения в ауле Кули, датируемые Х -ХII вв". По-видимому, в это время широко, как и в позднем средневековье, сохранились следы язычества: поклонение горам, камням, грозе, домашнему очагу; культ огня (огнепоклонничество), культ солнца-„заллу" (хозяин). Верили в магическую силу валуна (аьгъу бай къун), расположенного в ауле Табахлу на дороге в Кумух. Люди мазали курдюком валун в надежде избавиться от болезни и несчастья. На дороге, ведущей к почтовой станции Чанна Цуку (Яркая звезда-Венера) до недавнего времени находились валуны Ласщар („муж-жена"), приписываемые двум окаменевшим влюбленным. Верили в магическую силу планет для определения времени Чанна Шуку-Венера, Ряхва ц1уку-шесть звезд, Марк1ач1ан ц1уку-Вечерняя звезда, к1урч1лу-созвездие Сито, Мукъва ц1уку" - четыре звезды. Массовое паломничество, совершаемое в средневековье лакцами на гору Вац1илу в целях избавления от засухи, Л. И. Лавров связывает с осетинским уалилла, т. е. с Ильёй пророком, которому молились во время засух и градобития. Несмотря на живучесть языческих и онемистических пережитков, сохранение позиций христианства, особенно среди низов, все же сложившийся социально- экономический уклад способствовал созданию необходимых условий для проповеднической деятельности по распространению ислама. Об этом свидетельствуют материалы археологических раскопок двух ранне-средневековых жилищ в окрестностях аупа Кули. При вскрытии могильника обнаружен культурный слой, состоящий преимущественно из большого скопления костей домашних и диких животных, среди которых больше всего встречаются конские и бараньи кости, рога крупного рогатого скота, клыки дикого кабана и кости мелкой птицы. Кроме животных остатков, в культурном слое обнаружены: зола, сломанный человеческий зуб, маленький камешек, которому путем искусственной обточки придана дискообразная форма, маленькая подвеска из известняка, тонкое железное колечко, разбитые оселки, крупный камень с пояском в виде небольшого углубления, обожженная глиняная обмазка стен или крыши дома и фрагменты керамики, сделанные без орнамента от руки и на гончарном круге. Среди погребального инвентаря встречаются стеклянные браслеты, бусы, бронзовые пуговки, остатки луке, наконечники стрел, кожаная портупея, усыпанная бронзовым набором, расписная миска, глиняные и стеклянные кувшины. Подобный культурный слой обнаруживается и в других поселениях лакцев. Так, в аулах Чукна и Куба на местностях Лургьятталу очень часто находят сердоликовые бусы сирийского типа, бронзовые украшения и много костей домашних и диких животных. Все материалы этих жилищ напоминают предметы материальной культуры Кулинского могильника. Материалы археологических раскопок свидетельствуют, что ранне- средневековое население лакцев к периоду принятия ими ислама жило оседло, в каменных домах, имевших глиняную обмазку стен и крыш. Занималось оно, главным образом, овцеводством, разводили также лошадей и крупный рогатый скот. Значительное развитие получило и земледелие. Свидетельствует об этом характер собирания дани арабами с лаков. Балазори сообщает, что Мерван заставил лаков признать свою власть и обложил их данью в размере 2000 мер зерна. Развитие производительных сил приводило к развитию самого общества. Характер погребального инвентаря Кулинского и других могильников свидетельствует о процессе имущественной дифференциации и классообразования. В Кулинском могильнике рядом с богатыми погребениями обнаружены и могилы неимущих, т. е. с малым и бедным погребальным инвентарем. На основание структуры этих могил можно заключить, что в то время в обществе выделялась феодальная знать, жиашая в крепостях. В это же Бремя, в связи с разложением патриархальных связей, наблюдается усиленное выделение сельской общины. Ускорению этого процесса способствовали, с одной стороны, угроза постоянного нападения со стороны захватчиков, с другой, принятие новой религии, ставшей идеологическим оружием для объединения разобщенных общин в единое политическое образование. В Х--ХII вв. продолжался заметный процесс образования лакских аулов. Например, по народным преданиям аул Чукна образовался в результате слияния двух поселений, расположенных еще до принятия ислама в местностях Къалабак1у, Ч1оь-т1бэк1у. В этих местах и сейчас сохранились развалины каменных домов и остатки кладбищ,именуемые Чапургьятталду, что значит „кладбище неверных". Аул Хосрех - из выходцев поселения Ардаралу и переселенцев из Кумуха. Недалеко от аула Хосрех еще сохранились остатки могил домусульманского кладбища. Говорят, что в период хазарского владычества на этом месте находилось село. Однако позже оно было разрушено до основания и местность получила название Ардаралу. Наиболее древними родами в Кумухе считаются "Ч1илайми" и "Шувади", известные под общим именем "Алч1и". На эти роды опирались еще цари Серира, имевшие здесь свою крепость. Термины „Ч1илайми" и „Шувади" не поддаются этимологии -„Алч1и" же по- лакски-иноплеменные-инородцы. Предание повествует о том, что эти роды отличались даже своими обычаями. Каждый из них имел свое кладбище, свой годекан-очар (ккурч1а). Строго запрещалось хоронить покойника из рода Лулттукци на кладбищах других родов. С принятием ислама эти роды построили свои собственные мечети, а общую кумухскую „Лжума-Мечет" посещали только в религиозные праздники. Аул Кули (Кулл-по арабски „все" или же ,,кул"-раб). Жители селения Кули рассказывают, что еще до прихода арабов рядом с нынешним Кули находились населенные пункты Кур-кул, Чутраия, Чучахабалу, Читупмащи, Абрялттараи. В предании говорится, что во время принятия ислама арабский полководец Маслама переселил жителей этих поселений вокруг выстроенной им крепостной башни. По-видимому, в это же время часть жителей местности Куркул ушла в Вицхинскую долину и стала основой населения аулов Куркул и Куркли. С этим вполне согласуются сведения, изложенные в „Хронике Гирей-хана", находившейся у курклинца Тажутдина. В ней говорится, что несколько выходцев из семьи Гирей-хан-ал Черкеси по имени Гирей-хан с двумя женами, одной дочерью и двумя сыновьями бежали в эти места. Вначале они поселились в местности, называемой X. -Р.-К. -С. (Харкас). Далее говорится: „Мы владели этим местом явно (сарихан) 12 лет. После сего я отправился вместе со своими товарищами (аххаб) в Арабистан... жил там два года, после чего вернулся вместе с семьей и слугами, со всеми оставшимися мухаджарами-а всего их 11 - в oчестность К.-Р.-К.-Л. (по другому списку "К1урк1ул). Там в это время было 20 домов. Я отдал (жителям этого селения) 100 курушей, чтобы они приняли нас в свой джамаат. Так я стал жить среди них со своими сподвижниками. Я построил мечеть, (установил) среди них порядок и справедливость... построил пять домов для своей семьи, слуг, сподвижников с помощью аллаха... мы стали частью их джамаата... " В другом списке говорится о том, что находясь в Каркасе (Аркас), Гирей-хан и его сподвижники начали войну за престол в Крыму. Однако крымский хан с помощью русских разрушил Паркас и вынудил их покинуть Дагестан... Со временем они вернулись вновь в Дагестан и, спустя какое-то время, устроились в Куркли. Топонимы Куркли также подтверждают следующее: мягьала, на котором заселились они, в ауле называется Сухъи-су (тюрк.)-вода, т. е. болотистое место, хъи-отселок. Подлинность данного этнонима квартала, заселенного до них коренным местным населением, называется Пит даг-аул, т.- е. аул под горой, что действительно соответствует его расположению. Следует обратить внимание на наличие в топонимике Куркли также и армянских этнонимов под названием армани мягьла. Жители аула в те далекие времена разрешили армянам "выходцам из Крыма-поселиться в Куркли за 100 туманов.
Подтверждением этого служат и слова из песни Махмуда Курклинского: По преданию аул Сумбатль образовался из представителей семи тухумных общин: из местности Ияту вышел тухум Хъун-кьясихь-ул; соответственно из Къяхьхьимащи-тухум Кьахьхьу-хъуя;из Нуниулмащи-тухум Сункулсса;, из Чьватрабак1у1яту - тухум Чоьтращи; из Хъуниихьмаххилияту-тухум Хъуниащи. Рассказывают, что на месте нынешнего аула Сумбатль жили армяне. Вероятно один из вождей этого армянского тухума Сумбатль являлся основателем данного аула, армянское имя которого он продолжает носить и сейчас. Основателем аула Чурттащи считается тухум Алишакьул. Позднее сюда переселились тухумы Михитахъул, Каминхъул и К1умуртти. Интересно, что последний тухум образовался выходцами из аварского аула К1умуртти. От него развился и новый тухум Оьмахьул.для которого в Чурттащи существовало отдельное кладбище. По надгробным памятникам можно полагать, что они поселились здесь 700-800 лет назад. Установлено, что старое Чурттащи было расположено в трех километрах от вершины горы Барзукатри. При осмотре этого места можно заметить, что основным типом жилища здесь были однокомнатные постройки, известные у лакцев под названием ч1аттирду. Старожилы утверждают, что в названии аула Унчукатль содержатся три слова: гьоьн-жатва, ч1ун-прополка и къат1-сбор. Считается также, что аул Унчукатль образовался в результате слияния семи поселений-Кикиялу, Кулушалу, Хунралу, Биаттувалу, Таллалу, Вюхтаршал, Пунуялу. Аул Куба образовался из следующих поселков: Махъгьуллалу (здесь еще нахопится домусульманское кладбище и Ляркьут1и это название носит один из тухумов Куба). Жители рассказывают, что поселение это также было образовано выходцами из Армении. Название аула Куба вероятно связано своим происхождением с именем первого переселенца по имени Кьурби или же с количеством первых переселенцев. Возможно число первых переселение в составляло 20, или же здесь было 20 семей (домов). На лакском языке Кьуба означает 20. Сохранилось предание о том, что аул знаменитых лакских гончаров-Балхар первоначально находился по соседству с аулом Ботлих. Как-то между жителями этих аулов начались распри из-за земли. Тогда обе стороны договорились решить спор посредством поединка. Во время этого боя ботлихец воскликнул: „Разве не один ты должен был со мной драться? Зачем привел лишних бойцов?" Балхарец, не подозревая коварства, обернулся и это стоило ему жизни. Тогда балхарцы решили уйти подальше от коварных соседей и обосновались на нынешнем месте. Известно, что аул Кума существует более 600 лет. Он образовался в результате слияния четырех поселений: Эянасун, Эябаку, Къакъарттуялу, Халяхсахъи. Образование аула Хурхи связывается с пришельцами-выходцами из азербайджанской Мугани и из Грузии. К ним относятся тухумы Туйчиевых, Алихановых, Кучаевых, Дибировых, Лугуевых и др. Дословно название аула Хусращи означает-хъус-богатство, щи-село. Или же къуса-деревянная ложка. Возник аул Хусращи в результате объединения следующих поселений: Тамас, Азчарттуравалу, Къурулабаралу, Аравалу, Варачи и Хъусращи. Аул Кая или къян, къанияту. Слово „къян" не поддается этимологии. По преданию происхождение аула связывается с выходцами из Кавказской Арбании и Армении. Аул Вачи основан теми же пришельцами. Вспомним сообщение армянского историка Каганкатваци о том, что после поражения в битве „албанский царь Вачи ушел в горы Дагестана.". Очень интересное совпадение. В предании говорится, что первые поселенцы Вачи были христиане. Предполагается, что название аула Хути означает: хут - от грузинского пять-пятое поселение от Кумуха. Наиболее известным тухумом в Хути считался Чанкухъул. Жители Вихли рассказывают, что их аул образован населением 6 поселков: Ияхалу, Ххоьлубалу, Бярч1яраялу, Кичалалу, Бак1ухалу, Палабалу. В этих местностях поныне сохранились развалины домов. Здесь часто находят каменные ступки и зернотерки. Рассказывают, что некий Кьубарда, которому приписывают подведение водопровода к аулу, при встрече с представителями всех шести поселков решил объяснить причину того, почему их часто подвергают грабежу соседи. Он предложил каждому присутствующему разломать щепку, что удалось. Кьубарда затем попросил сломать метлу - никто не смог. Тогда он, обращаясь к жителям, сказал, что не всякий сможет со всеми бороться. Это, говорят, и послужило поводом к образованию аула Вихли. Название аула Цовкра (по-лакски Щукул-цувкул) как один из вариантов переводится „знающие огонь". Название аула говорит о связи с огнепоклонничеством. По преданию в далекие немусульманские времена в центре аула горел священный огонь. Рассказывают, что он вспыхнул от небесного огня. Поэтому этому огню поклонялись жители многих окрестных аулов. В Новкра с этим священным огнем был связан обычай, который, вероятно, способствовал рождению здесь профессии канатоходцев. Когда горцы строили новую саклю, огонь в ее очаге зажигался от священного костра, который полыхал в Цовкра среди огромных каменных глыб. Чтобы зажечь факел от его пламени, к священному огню был проложен помост из круглого бревна на высоких опорах. Считалось, что только девственница пройдет по гладко отполированному тысячами ног бревну помоста и сможет зажечь факел. А это принесет счастье и благополучие хозяину нового дома. Поэтому первые канатоходцы в Цовкре были женщйны-ведь девушкам приходилось заранее тренироваться, чтобы благополучно пройтись по бревну и тем самым доказать невинность свою. С принятием мусульманской религии очаг в Повкра был разрушен, а хождения по канату стали традиционным занятием многих цовкринцев. Следует сказать, что происхождение названий многих лакских аулов можно представить при помощи народной этимологии. Например: Вилттащи. Вилтах могло произойти от сочетания вил та щи, что означает-твоя овца здесь. Соответственно Ницавк1ул (Ницовкра)-от ницав к1улу т. е. мышь в меду; щара-от шар буквально аул, Сундарахъи-от слова Сун-склон на солнечной стороне долины; хъи-отселок; Ххюлуссун -от слов ххул (гравий) и сун (склон), т. е. дословно склон, покрытый гравием; Чаравалу-чара (камень) и валу (суффикс), что примерно означает аул среди голых гор с отвесными скалами; Гьухъал (Табахлу)-до его разрушения назывался Хъархъал, что означает выступающая или торчащая скала; Ккут1нишалу-ккут1-дыра, ша, щи-отселок. По преданию жители этого аула истребили друг друга из-за петуха. С исторических времен поселения лакцев, как и у других горцев Дагестана, находились в различных географических положениях. Поэтому часто название их аулов связано с местоположением. Учитывая острое малоземелье лакцев, аулы располагались в местах, непригодных для земледелия, чтобы не занять домами обрабатываемые участки. Немаловажное значение в их расположении имел оборонительный характер местности. Лакское поселение в целом представляло своего рода монолитную крепость. Прижатые друг к другу жилища образовывали сплошную наружную стену. В центре аула возвышалась одна или несколько каменных башен, незаметно сливавшихся с саклями-крепостями и связанных с ними внутренними и подземными ходами. По окраинам, на возвышенных местах, строились также и сторожевые башни. Обычно аул состоял из нескольких кварталов, возникавших первоначально на основе родового принципа заселения. Впоследствии, с распадом родовых патронимических связей, они превратились в территориально-административные единицы сельской общины. В целом следует отметить, что поселения лакцев имели много общего с аулами аварцев, даргинцев, лезгин, агулов и др. Основными типами поселения пакцев являются „щи", „кул", „х-ьи". „ЗДи" является наиболее древним. Образовалось оно в результате слияния небольших родовых поселений, а „кул" и „хъи", вероятно, служат последующими типами их эволюиии, В отличие от аварцев и даргинцев, названия ряда лакских. Поселений трудно поддаются, этимологическому анализу на основе этапов развития „щи", „кул", „хъи". Вероятна, это вызвано чрезвычайной этнической пестротой, имевшей место в процессе*возникновения этих поселений на территории Лакии. Как правило, во всех аулах лакцев встречаются тухумы, происхождение которых связано как с пришельцами из соседних с Дагестаном стран, так и поселенцами горцев других национальностей. Наличие в лакском языке трех основных диалектов- бартхинского, вихлинского и вицхинского- свидетельствуют о том, что лакцы до начала арабских завоеваний Кавказа, по-видимому, были объединены в политические образования по диалектальному принципу. Диалектное различие - свидетельство о наличии в те времена стойких союзов сельских обществ в Лакии. В состав носителей диалекта бартх-ьи (барт-край, хъи-суффикс) входили аулы Балхар, Хули, Цалакани, Улучара. Виихъинский диалект (по-даргински виц-десять, хъи-отселок) объединял десять аулов: Чук1ун, Къуби, К1урккул, Куми, Багьик1ул, Гьунч1укъат1и, Чаяши, К1ундими, Иагьуйми, Гьуй, Каращи, Табажлу (Гьухъал). К вихлинскому диалекту относят жителей аулов Гъумучи, Х-ьурхъи, Шавк1ул, К1ямащШ Шивши, Бурши, Чуртащн, Бухцанахъи, Гьувк1ул, Ницаек1ул, Шувк1ул, Хьурук1ул, Хъанар, Аьхъар, Т1ухчар, Мукъар, Лах-ьар, Читтур, Хьур, Увур, Ккул, Сунбат1ул, Къурул, Дюкъур, К1амахъул, Сухъиящи, Хъуннащи, Гьамиящи, Виртташи, Ч1яями, Хунайми, Варайми, Луч1ими, Урими, Шуними, Шушими, Буртшун, Т1улизун, Палассун, Къукун, Магъаллащи, Арчутти, Виратти, Увур, Шал, Ваччи, Халакки, Ккуци, Шадни, Маркъи, Ттурц1и и др. Примечательно следующее, в раннем средневековье происхождение тухумов не было связано с именем родового вождя или старейшины. Так, тухум Хъункъасихъул (в Сум-батле) образовался из выходцев поселка Хъункъясен, распо ложенного на местности Иялу. Точно также образовались тухумы Пардайхъул, Къахьхьухъул, Хъуннащихъул и др. В ауле Хосрех наряду с тухумами, возникшими из разных дагестанских поселян, основателями были выходцы из Армении, Грузии и даже из Сирии. Например, Шунт1ахъул (выходцы аварского аула из Шунт1и), Ч1анк1улхъул (от кумух-ских ч1анков), Будейхъул (выходцы из Армении), Къудухъул (выходцы из Сирии). Или другой пример. В ауле Унч1укатль существовали три основных тухума. Наиболее древними являлись тухумы Истенчахъул и выходцы из Грузии под названием Тамазахъул. В ауле Чукна нами отмечены тухумы: Тахихъул, Гьудулав-хъул, Иргъайми (берет свое начало от канлы из даргинского поселения Иргай), Хавадахъул, Пярххяйлавхъул, Хъуначуна-хъул, Тамазахъул (выходцы из Грузии), Арбухханахъул (выходцы из аварского аула Чох), Якъухъул (выходцы из евреев), Аькку-г1ахъул, Яшмихъул, Къаралавхъул, Шагьинзхъул, Халисихъул.
Как видно, сельские общины лакцев не были образованы только на основе кровнородственных связей. Территориальные связи являлись основой лакского
джамаата не только в новой истории ХII-ХIХ вв., но и задолго до этого. Родовые названия с аффиксом „хъул" сохранились во многих лакских аулах и до сих пор.
Перечислим некоторые из них:
Некоторые родовые лакские названия произошли от нарицательных и топонимических имен. В частности, к таким именам относятся: От названий местн остей могло произойти такое родбвое имя, как Ххялуххъъул (ххялух -- скала). Еще до принятия лакцами мусульманства, по-видимому, возникли такие родовые имена армянского происхождения, как Саркихъул (ср. Саркисян), Ягъизархъул (ср. Янгизарян), На-зирхъул (ср. Назарян), Каландархъул (ср. Каландарян) и др. Говоря о происхождении имен тухумов, необходимо отметить, что на их возникновение оказывали влияние исторические связи пакцев со всеми народами Кавказа. Так, взаимоотношения Лакии с Ираном уходят в глубокую древность. Лакцы соприкасались с населением сасанидской Персии в период их вхождения в состав Кавказской Албании. Как было отмечено выше, лакцы во главе со своим царем Пергиром участвовали в в войнах сасанидских шахов еще в V в. н. э. Это говорит о том, что политические контакты лакцев (леков) с Ираном в то время были постоянными. Поэтому лексическое заимствование из персидского (фарсидского) языка в лакский происходило многие века. В работах известного лакского филолога С. Хайдакова приводится целый список персидских слов в лакском языке. Многовековое общение с кумыками, азербайджанцами, татарами, всеми тюркоязычными народами, не могло также не отразиться на языке лаков. Об этом свидетельствуют многочисленные заимствования в лакском языке тюркских названий домашней утвари, постельных принадлежностей, животных, птиц, молочных продуктов, оружия; военного снаряжения и др. Однако в собственных (личных) именах, особенно в названиях лакских тухумов, почти отсутсвуют тюркские заимствования. Характерная особенность лакских названий тухумов та, что они по своей структуре и звучанию являются типично арабскими, с некоторыми изменениями, вызванными лексическими особенностями лакского языка. Вследствие этого в любое из этих названий вкладывается понятие основателя рода, семьи и семейной общины. Поэтому возникновение сельской общины в Лакии не привело сразу к ликвидации институтов родового строя. Родовые пережитки продолжали оставаться в сельской общине, испытывая на себе не только влияние внутриобщинных процессов, но и воздействие ранне-феодального государственного образования. Сохранились кровно-родственные отношения в вопросах землевладения, особенно на луга и пастбища. Тухумы часто имели своих богов (залт), священные рощи (Барти) и др. Возникновение частной собственности на землю и на скот в Лакии было неразрывно связано не только с развитием произ водительных сил общества, но и с условиями физико-географических особенностей территории, заселенной лакцами. У лакцев, как и у других горских народов, в силу тяжелых условий земледельческого труда в горах еще с периода заселения вырабатывалось такое общинное право, по которому человек, приложивший труд к земле, считал ее своей собственностью. Эту землю он мог передать по наследству, т. е. находилась в полном его распоряжении. Таким образом, он становится обладателем пахотных земель. В распоряжении же сельского общества оставались пастбища, луга, леса. Со временем внутри сельские общин, в условиях развития частного владения пахотной землей и скотом, стали вырастать экономически сильные семьи. Но поскольку у лакцевл основной отраслью хозяйства было скотоводство, а земледелие играло незначительную роль, огромное значение имело владение пастбищными землями или же использование их путем содержания большого количества скота. Усилению мощи семейных кланов в аулах содействовала также неспокойная в тот период обстановка в.Лакии, возможность нападения соседей или даже своих соплеменников являлись реальностью жизни. В этой ситуации сильные семейные кланы легче защищали свои владения и скот, могли оказать помощь более слабым семьям. В силу этого последние оказывались зависимыми от крупных семейных кланов во всех отношениях. Частые войны сопровождались грабежами и в эту эпоху вынуждали свободных крестьян искать сильных покровителей. Следовательно, к началу раннего средневековья, с образованием Модального государства казикумухских шамхалов завершился процесс формирования лакской народности со всеми ее этнонимами и языковыми диалектальными особенностями. Приведенные примеры рождения государства лакцев несмотря на фрагментарность истории его возникновения все же не оставляют сомнения в том, что формирование лакцев как народности происходило в сложных социально-политических условиях под воздействием иноэтнических проникновении тесного взаимодействия с окружающими их другими дагестанскими народностями. Основной родоплеменной автохтонный субстрат предков лакцев выдержал испытания историей и сформировался в территориальную народность с ее многосложной древней историей, психологией и культурой. |