Реклама в Интернет

Тринадцатое колено

Артур Кестлер

Глава 7. ВЕЧНЫЙ ПЕРЕКРЕСТОК

1

Польские историки - а им и карты в руки, ибо они обладают огромным количеством документов, - единогласно считают, что "в раннее Средневековье основная масса евреев - это выходцы из Хазарии". Я нисколько не удивляюсь, что нашлись сторонники крайней точки зрения - например, знаменитый Кутчера, считающие, что все восточные евреи имеют хазарские корни. Однако эта точка зрения имела бы право на существование, если бы не было никаких общин, кроме злосчастной франко-рейнской общины. Но в позднее Средневековье расцвет и распад еврейских поселений по всей территории бывшей Австро-Венгерской монархии и на Балканах существенно запутали общую картину. Так, много евреев жило не только в Вене и Праге; в горах Каринтии были многочисленные "юдендорфы" - еврейские деревни, а в горах Штирии [*1] "юденбурги" и "юденштадты" - еврейские крепости и города. К концу XV века евреи были изгнаны из этих двух провинций и вынуждены были переселиться в Италию, Польшу и Венгрию, но откуда берет начало их род? Безусловно, не с Запада. Майзес пишет в своем обзоре, посвященном этим разбросанным по миру общинам:

"В период Средневековья на востоке была цепочка поселений, тянувшаяся от Баварии до Персии, Кавказа, Малой Азии и Византии. Но к западу от Баварии, на протяжении всей Германии, не было ни одного еврейского местечка... Как проходила иммиграция евреев в альпийские регионы, мы не знаем, но вне сомнений, три крупнейших "резервуара" - Италия, Византия и Персия, где жили евреи, начиная с позднейшего периода древних времен, сыграли в этом процессе важную роль". И снова здесь отсутствует одно звено, а именно - Хазария, служившая пристанищем и перевалочным пунктом для евреев, эмигрировавших из Византии и Халифата. Майзесу принадлежит заслуга как ученому, немало сделавшему, чтобы развенчать миф о рейнском происхождении восточных евреев, однако он тоже не был знаком с историей Хазарии и не знал о роли этого каганата в демографической картине Восточной Европы. Он, тем не менее, был недалек от истины, полагая, что среди иммигрантов, переселившихся в Австрию, было много евреев-выходцев из Италии. Со времен Римской империи в Италии осело очень много евреев, но, подобно Хазарии, она давала приют беженцам из Византии. А поэтому мы здесь можем искать струйку "истинных" евреев семитского происхождения, проникавшую в Восточную Европу; но не больше, чем "струйку", ибо мы не находим никаких следов в хрониках тех лет, подтверждающих большой поток иммигрантов-евреев, перетекший из Италии в Австрию, тогда как очень много свидетельств о миграции евреев в Италию после того, как в конце XV века их изгнали из альпийских земель. Подобные факты затемняют картину и заставляют нас сожалеть, что не все евреи перебрались в Польшу на борту "Мейфлауэр" [*2], поскольку судовые журналы этого корабля сохранились и по сей день.

2

И тем не менее есть возможность наметить общие контуры миграционных процессов. Альпийские поселения представляли собой западные окраины миграции хазар по направлению к Польше, которая продолжалась несколько веков и пролегала по нескольким путям - через Украину, словенские регионы к северу от Венгрии, не исключено, что путь шел и через Балканы. Румынская легенда рассказывает о вторжении - время нам неизвестно - вооруженных иудеев на территорию этой страны. как о реальном факте. Легенда сообщает, что в языческие времена австрийскими провинциями управляли иудейские князья. Австрийская хроника, составленная венским летописцем в годы правления Альберта III (1350-1395), содержит список не менее двадцати двух таких евреев правителей, которые передавали правление своим сыновьям. В списке названы не только их имена (в некоторых отчетливо просматривается их урало-алтайское происхождение), но также и годы правления, и место их захоронения, например: "Шеннан, правил 45 лет, похоронен в Стубенторе, в Вене; Зиппан, правил 43 года, похоронен в Тулне", и так далее. Среди имен - Лэптон, Маалон, Рэптон, Рейбон, Эфра, Самек. После этих правителей-евреев у власти стояли пять языческих князей, затем - христианские князья. Легенда повторяется, с некоторыми вариантами, в латинских хрониках Австрии Генрика Гундельфинга 1474 года и ряде других хроник, последняя принадлежит Ансельму Шраму (Flores Chronicorum Austriae, 1702), где автор ее также отнесся к легенде с полным доверием.

Как родилась эта фантастическая легенда? Давайте снова послушаем Майзеса: "Тот факт, что такая легенда могла возникнуть и просуществовать несколько веков, указывает на то, что в национальном сознании древней Австрии постоянно присутствовали воспоминания о том, как иудеи жили в землях вдоль верховий Дуная в далеком-далеком прошлом. Кто знает, может быть, миграционная волна из хазарских доминионов Восточной Европы однажды докатилась до альпийских подножий, что объясняет урало-алтайскую огласовку этих княжеских имен?! Дружеская беседа-перекличка средневековых хроникеров только тогда получает резонанс, когда события, о которых они повествуют, сохранились, хотя и смутно, в народной памяти".

Как я уже отмечал, Майзес скорее недооценивал вклад хазар в историю еврейского народа, но при этом он упоминает единственную правдоподобную гипотезу, которая может объяснить происхождение широкоизвестной легенды. Можно позволить себе некоторые уточнения. На протяжении более чем полувека -до 955 г.- часть земель Австрии, вплоть до реки Инне, находилась под венгерским игом. Мадьяры прибыли в эту свою новую страну в 896 г. вместе с племенами кабар-хазар, весьма влиятельными у венгров [*3].

Венгры в то время еще не приняли христианство (это произошло позднее, через сто лет - в 1000 г.); единственной монотеистической религией, известной им тогда, был иудаизм. Возможно, среди племенных вождей и были один-два человека, исповедовавших иудаизм. Мы знаем, что византийский хроникер Иоанн Синнам упоминает еврейские войска, сражавшиеся в венгерской армии. Словом, у этой легенды есть корни, особенно если вспомнить, что мадьяры вели тогда кочевой образ жизни и были проклятием Европы. А находиться под их гнетом было, безусловно, суровым испытанием, которое Австрия вряд ли могла забыть. Так что в этой версии концы с концами сходятся.

3

Другим доказательством франко-рейнского происхождения восточных евреев обычно служит структура идиша, распространенного среди евреев языка, на котором до холокоста говорили миллионы людей и который сохранился в Советском Союзе и Соединенных Штатах Америки, на нем говорят евреи-традиционалисты.

Идиш - необычайное смешение иврита, средневекового немецкого, славянских и других языков, алфавит заимствован у иврита. Теперь, когда идиш вымирает, он служит предметом академических штудий в США и Израиле, но вплоть до XX века западные лингвисты считали его жаргоном, не заслуживающим серьезного научного изучения. Г. Смит отмечал: "Ученые почти не изучали идиш. Первым по-настоящему научным исследованием этого языка, если не считать нескольких статей в периодике, стала работа Майзеса "Историческая грамматика", опубликованная в 1924 году. Примечательно, что самая последняя редакция нормативной исторической грамматики немецкого языка, где немецкий представлен в совокупности диалектов, содержит всего лишь двенадцать строк анализа идиша".

На первый взгляд, тот факт, что в идише превалируют заимствования из немецкой лексики, противоречит нашему главному тезису о происхождении восточных евреев; но мы убедимся в обратном, проследив цепь аргументов в пользу нашего тезиса. Во-первых, надо выяснить, какой именно немецкий диалект вошел в лексикон идиша. Никто до Майзеса не обращал на это внимания; он проделал эту работу и пришел к результативному выводу. Изучая лексику, фонетику и синтаксис идиша и сравнивая их с основными немецкими диалектами Средневековья, он пришел к следующему выводу:

"Ни один лингвистический компонент немецкого диалекта приграничных с Францией земель не отслеживается в идише. Ни одно слово мозельско-франкского происхождения, лексикон которых составлен Дж.А.Балласом, не вошло в лексику идиша. Даже земли центральных регионов Западной Германии, вокруг Франкфурта, не обогатили идиш... Таким образом, к происхождению идиша Западная Германия не имеет никакого отношения... Может быть, общепринятое мнение, что немецкие евреи давным-давно иммигрировали туда из Франции, перебравшись через Рейн, следует пересмотреть? Вероятнее всего, следует пересмотреть и историю немецких евреев, потомков Ашкеназа. Исторические ошибки часто исправляются в процессе лингвистического исследования. Принятая точка зрения на иммиграцию евреев, потомков Ашкеназа, из Франции в Германию относится к категории исторических ошибок, ждущих, когда их исправят".

Затем Майзес приводит пример другого исторического заблуждения - цыган, которых считали египетскими мигрантами, "пока лингвисты не доказали, что они - выходцы из Индии".

Опровергнув гипотезу западнонемецкого происхождения идиша, Майзес доказывает, что доминирующее влияние на него оказали так называемые "средневосточные немецкие" диалекты, на которых говорили в альпийских регионах Австрии и Баварии вплоть до XV века. Другими словами, немецкий компонент, вошедший в идиш, язык-гибрид, своими корнями уходит в восточные регионы Германии, прилегающие к поясу славянских стран Восточной Европы.

Таким образом, доказательства лингвистов совпадают с историческими хрониками, отвергающими концепцию франко-рейнского происхождения восточных евреев. Но это отрицание не отвечает на главный вопрос: как средневосточный диалект в сочетании с ивритом и славянским стал языком восточных евреев, большинство из которых, как мы считаем, были хазарского происхождения?

Чтобы попытаться ответить на этот вопрос, следует учесть несколько факторов. Первый: эволюция была длительным и сложным процессом, начавшимся, вероятно, в XV веке или даже раньше; в течение долгого времени это был только устный язык, вроде lingua franca [*4], письменным он стал лишь в XIX веке. До того у него не было устоявшейся грамматики, "и каждый на свой лад вводил в него иностранные слова. Не было единых правил пунктуации или произношения... Неразбериху в произношении можно проиллюстировать правилами, составленными Judische Volks-Bibliotek [*5];

1. Пиши, как говоришь;

2. Пиши так, чтобы польские и литовские евреи могли тебя понять;

3. Пиши слова, одинаково звучащие, по-разному, чтобы они отличались друг от друга.

Идиш "разрастался" на протяжении веков, не зная границ и пределов, с легкостью впитывая из своего социального окружения слова, фразы, идиоматические выражения, чтобы, также как lingua franca, выполнять свои функции. Но культурной и социальной доминантой в средневековой Польше были немцы. Только они среди иммигрантов, в экономическом и интеллектуальном плане, были более влиятельными, чем евреи. Начиная с первых лет правления династии Пястов, особенно при Казимире Великом, главные усилия были направлены на то, чтобы привлечь иммигрантов на польские земли, начавшие возводить "современные" города. О Казимире Великом говорили, что он "превратил деревянную Польшу в страну из камня". Но эти новые каменные города - Краков и Львов - были построены и управлялись немцами, жившими в Польше под защитой Магдебургского права, предоставлявшего им большие полномочия в муниципальном самоуправлении. Всего в Польшу иммигрировали не менее четырех миллионов немцев, представителей городского среднего класса, которого в Польше до того вообще не существовало. Поляк, сравнивая немецкую иммиграцию с хазарской, писал: "Правители этой страны заманили сюда массы предприимчивых иностранцев, обеспечили им такой же образ жизни, какой они вели на родине - в немецких городках и еврейских shtetl [*6]. (Однако эти несущественные разграничения исчезли, когда позднее евреи, приехавшие с Запада, поселялись в тех же городках в гетто.)

Не только буржуа, но и большая часть церковнослужителей были немцами, ибо Польша примкнула к католичеству и к западной культуре - так и среди священнослужителей в России, после того как князь Владимир принял православие, в основном были выходцы из Византии (т.е. греки). Светская культура тоже пошла по западному пути. Первый университет в Польше был открыт в 1364 г. в Кракове, где подавляющее большинство жителей были немцы [*7].

Как писал австрийский ученый Кутчера, "немецких колонистов местное население сначала приняло в штыки; но им удалось там осесть и даже внедрить свою систему образования. Поляки поняли и оценили преимущества более высокой культуры, принесенной немцами, и стали во всем им подражать. Польская аристократия оценила манеры и привычки немцев и преклонялась перед всем немецким".

Возможно, в этих словах не так уж много скромности, но зато немало истины: можно вспомнить, как увлекалась немецкой культурой русская интеллигенция XIX века.

А потому легко понять, почему хазары, переселившиеся в Польшу, вынуждены были быстро освоить немецкий язык - в противном случае они бы просто не выжили. Те же, кто занимался торговлей в польской провинции, быстро освоили польский (или, соответственно, литовский, украинский, словенский); немецкий же был им жизненно необходим для того, чтобы объясняться с горожанами. В Польше существовали синагоги, где изучали тору. Нетрудно представить себе ремесленника, жителя shtetl'a, например сапожника, или плотника, или торговца, который говорил со своими клиентами на ломаном немецком, с соседями - на ломаном польском, а дома объяснялся с помощью лексики, заимствованной из того и другого языка и в придачу из родного иврита. Каким образом эта мешанина приобрела общепринятые, устоявшиеся формы - пусть выясняют лингвисты, но следует иметь в виду и другие факторы, стимулировавшие этот процесс.

Позднее в Польшу перебрались "настоящие" евреи, жившие в альпийских землях, в Богемии и Восточной Германии. И хотя численно их были немного, эти евреи, говорившие на чистом немецком языке, обладали более высокой культурой и более глубокими знаниями, чем хазары; так, в свою очередь, немецкие евреи отличались более высокой культурой от поляков. Католическое духовенство, в большинстве своем - немцы, и евреи раввины, приехавшие с Запада, стимулировали "онемечивание" хазар, которые, будучи ревностными исповедниками иудаизма, тем не менее были достаточно примитивны в богословии. Процитирую Поляка:

"Эти немецкие евреи, перебравшиеся в Польско-Литовское королевство, оказали огромное влияние на своих братьев с востока. Причина, по которой [хазарские) евреи их так сильно манили, проста: они были людьми богобоязненными и трудились в поте лица своего в городах, в основном населенных немцами..."

В трактате, написанном раввином в XVII веке, жившим в Польше, говорится: "Пусть Господь сделает так, чтобы эта страна прониклась мудростью, а все евреи заговорили на немецком языке".

Характерно, что из всех хазарских евреев, живших в Польше, единственно караимы не поддавались этим мирским и религиозным искушениям, олицетворением и проводником которых был немецкий язык; они отказались от знаний, которые хотели дать им раввины, и от процветания в миру. Они не стали говорить на идише. Согласно первой Всероссийской переписи 1897 г., в царской России жило 12 894 караима (Польша тогда входила в состав России), из них 9666 считали своим родным языком турецкий (т.е., скорее всего, свое исконное хазарское наречие), 2632 - говорили на русском и лишь 383 - на идише.

Но секта караимов - скорее исключение, чем правило. Обычно иммигранты на протяжении двух-трех поколений говорят на своем родном языке, а потом ассимилируются и начинают говорить на языке своей новой родины [*8]. Внуки американцев, приехавших в США из Польши и Украины, не говорят на этих языках, и потому просто непонятно, почему историки отказываются признать факт миграции хазар в Польшу лишь на том основании, что спустя более пятисот лет хазары стали говорить на другом языке.

Потомки библейских колен - классический прием языковой адаптации. Сначала они говорили на иврите, во время вавилонского плена - на халдейском, при жизни Иисуса Христа - на арамейском; в Испании - на арабском, а потом наладино - смеси испанского и иврита, писали они алфавитом иврита, и так далее. Они сохранили свою религию, но меняли языки, сообразуясь с обстоятельствами. Хазары - не потомки библейских колен, но, как и их братья по вере, они исповедовали в некотором плане космополитизм и обладали другими, общими с ними, социальными характеристиками.

4

А.Н.Поляк выдвинул заслуживающую внимания, хотя и достаточно спорную, дополнительную гипотезу относительно корней идиша. Он полагает, что "первые признаки идиша появились в готских регионах хазарского Крыма. Там образ жизни населения вынуждал его при общении пользоваться диалектом, в котором присутствовали немецкий и иврит; это было за сотни лет до того, как появились еврейские поселения в Польше и Литве".

Поляк цитирует некоего венецианца Иосифа Барбаро, живше го с 1436 по 1452 год в Тане (итальянской купеческой колонии на Дону); Иосиф пишет, что его слуга-немец мог изъясняться с готами, жителями Крыма, как флорентийцы - с итальянцами Генуи. И в самом деле, готский сохранился в Крыму (и больше нигде) почти до середины XVI века. Тогда габсбургский посол в Константинополе Гизелин де Бусбек [*9] составлял список готских слов, которыми пользовались в Крыму. (Этот Бусбек был выдающимся человеком: именно он первым привез сирень и тюльпаны из Леванта и стал выращивать их в Европе.) Поляк считает, что эти слова близки к элементам средненемецкого диалекта, присутствующего в идише. Он также полагает, что крымские готы поддерживали отношения с другими германскими племенами и что их язык подвергся влиянию этих племен. Однако и данная проблема - предмет лингвистического изучения.

5

"Те общины, - продолжает Рот, - что остались в Западной Европе, например в Италии, Германии, в папских землях Франции, подверглись всевозможным запретам и ограничениям, остававшимся до того всего лишь предписаниями (например, в Венгрии). Теперь эти предписания были нещадно ужесточены: сегрегация (т.е. черта оседлости), апартеид (т.е. запрет на смешанные браки), запрет на профессии; предписание о специальной одежде: "желтая эмблема и камилавка".

В 1555 г. папа Павел IV в своей булле Cum nimis absurdum [*10] требовал строжайшего, постоянного ужесточения всех существовавших до того времени указов касательно евреев, требовал переселения евреев в гетто. Через год всех евреев Рима насильственно выселили.

Все католические страны, где евреи пользовались относительными свободами, были обязаны последовать этому примеру.

В конце XVI века в Польше, с окончанием правления Казимира Великого, евреев также переселили в shtetl и гетто; там скопилось огромное количество беженцев, спасавшихся от погромов, учиненных казаками в украинских деревнях (при Богдане Хмельницком). Люди голодали, у них не было крыши над головой. В результате началась массовая эмиграция евреев в Венгрию, Румынию и Германию, где их настигла чума и они оказались обречены на смерть.

Так происходил великий исход на Запад, продлившийся еще три века, вплоть до Второй мировой войны, он-то и был основным "источником" появления еврейских поселений в Европе, Соединенных Штатах и Израиле. В XIX веке этот поток беженцев усилился, причиной чему была мощная волна погромов.

"Второй исход на Запад, - пишет Рот (первый, по его хронологии, произошел после разрушения Иерусалима), - продолжавшийся до XX века, начался в Польше с массовых гонений на евреев в 1648-1649 гг. при Богдане Хмельницком".

6

Сегодня многие историки - австрийские, израильские и польские - сходятся во мнении, что современные евреи имеют не палестинское происхождение, а кавказское. Главный поток евреев мигрантов двигался не от Средиземноморья через Францию и Германию на восток, а потом - обратно. Этот поток двигался с востока на запад, с Кавказа через Украину в Польшу, а потом в Центральную Европу. Когда беспрецедентно огромные поселения евреев появились в Польше, у ее западных соседей евреев почти не было; а между тем на востоке образовалась целая нация, которой в скором времени предстояло сняться с места и двинуться к новым рубежам.

Было бы глупо отрицать, что в существующем мировом еврейском сообществе нет евреев с другими корнями. Наука не может определить соотношение хазар с семитами и другими "участниками" формирования этого народа. Но нам следует прислушаться к польским историкам: "В древние века основная масса евреев пришла из Хазарии". Соответственно, вклад хазар в генетический состав евреев является основополагающим, если не доминирующим.

Глава 8. НАРОД И РАСА

1

Современные евреи делятся на две группы - сефарды и ашкеназы [*11].

Сефарды - потомки евреев, с древних времен живших в Испа-нии (на иврите - в Сефараде) до тех пор, пока в конце XV века они не были изгнаны и не осели в соседних странах Средиземноморья, на Балканах и чуть меньше - в Западной Европе. Они говорили на диалекте ладино, смеси испанского с ивритом, сохраняли свои тра-диции и религиозные каноны. К 1960 г. они насчитывали 500 тыс. человек.

Ашкеназские евреи в тот же период насчитывали 11 млн. И обычно под словом "еврей" подразумевают ашкеназского еврея. Но это ошибка, поскольку словом "Ашкеназ" на иврите в сред-невековой еврейской религиозной литературе обозначали Гер-манию, подтверждая легенду, что все современные евреи родом с Рейна. Тем не менее другого слова, которым обозначалось бы большинство современных евреев-несефардов, нет.

Ашкеназы, по Библии, - народ, живший где-то вблизи горы Арарат в Армении. Это имя упоминается в книге Бытия (10, 3), в 1-й книге Паралипоменон (1,6), так звали сына Гомера, сына Иафета. Ашкеназ также был братом Тогармаха (и племянником Магога), которого хазары, согласно хроникам короля Иосифа, счи тали своим предком. Но, увы, самое трудное впереди. Ашкеназ также упоминается в книге пророка Иеремии (51,27), где пророк призывает свой народ и его союзников разрушить Вавилон: "Под-нимите знамя на земле, трубите трубою среди народов, вооружи-те против него народы, созовите на него царства Араратские, Минизские и Ашкеназские..." Эти строки были истолкованы зна-менитым Саадия Гаоном [*12], духовным наставником восточных ев-реев, в Х веке как пророчество, относящееся к его, Саадия, вре-менам. Вавилон символизирует Багдадский халифат, а ашкеназ, который должен был напасть на него, - самих хазар или какое-то союзническое племя. Соответственно, пишет Поляк, некоторые просвещенные хазары-евреи, знавшие о теории Гаона, называли себя ашкеназами, когда эмигрировали в Польшу.

Это мало что проясняет, скорее, еще больше запутывает.

2

Рафаэль Патай писал:

"Последние находки антропологов доказывают, что еврейской нации нет. Антропологические обследования еврейских групп в раз-ных концах света показывают, что все они резко отличаются друг от друга по всем характеристикам: рост, вес, цвет кожи, индекс голо-вы, лица, группа крови".

И это весьма распространенный взгляд среди антропологов и историков. Более того, сравнение группы крови, параметров черепа и т.д. выявляет гораздо большее сходство между евреями и коренным населением страны, принявшим их, чем между евреями, живущими в разных странах.

Рассмотрим некоторые результаты, на основании которых ан-тропологи отрицают наличие еврейской расы. Цитата из брошюры "Расовый вопрос в современной науке" (ЮНЕСКО). Профессор Хуан Комес приходит к такому выводу:

"Вопреки общепринятому мнению, евреи в расовом плане гетерогенны; тот факт, что они постоянно мигрировали и вступали в контакты - добровольно или еще каким-то образом - с другими народами и нациями, привел к такому смешению кровей, что так называемый народ Израиля продуцирует черты, типичные для каждого народа. Сравните коренастого, тяжеловесного еврея из Роттердама с его единоверцем, скажем, из Салоник, с сияющими глазами на бледном лице, худощавым, физически выносливым... Мы можем утверждать, что евреи в целом обладают такими морфологическими разновидностями, какие можно обнаружить между двумя или более расами".

Вот еще конкретные примеры.

Одиннадцать лет назад Морис Фишберг в работе "Евреи - исследование расы и окружающей среды" писал, что дети евреев, иммигрировавших из стран Восточной Европы и США, вырастают до 167-169 см, в то время как их родители были не выше 164 см. Стало почти правилом, что дети евреев, итальянцев и японцев, переехавших в США, - выше, чем родители; безусловно, и благодаря диете и влиянию среды.

Фишберг изучил индексы роста евреев и коренных жителей в Польше, Австрии и Венгрии. Результат был самым неожиданным. Рост евреев варьируется в прямой зависимости от роста коренных жителей: там, где коренные жители высокие, - и они повыше, и наоборот. Более того, внутри одной и той же страны рост и тех и других зависит от того, в каком районе - бедном или богатом - живет респондент.

Гарри Шапиро в докладе "Евреи: биологическая история" пишет:

"Широкий диапазон вариаций физических характеристик и разные гигиенические параметры их групп крови делают любую попытку единой расовой квалификации евреев бессмысленной. И хотя современная расовая теория допускает некоторую степень полиморфизма или вариаций внутри одной расовой группы, она (т.е. теория) не позволяет отчетливо считать разные группы представителями одной расы. В противном случае биологические цели расовой квалификации не имеют никакого значения, а сама процедура - тщетна. К сожалению, объект анализа почти никогда не рассматривается в "чистом виде", без привлечения доводов и мотивов небиологического характера, и несмотря на доказательства того, что сегодня евреи - не представители особой расы, их пытаются подвергнуть сегрегации".

3

Каково же происхождение этого двойного феномена - разнообразия в соматических показателях и быстрой ассимиляции? Генетики отвечают так: смешанные браки в сочетании с борьбой за выживание. "А это, - пишет Фишберг, - самый главный нерв в антропологии евреев: являются ли они представителями чистой расы,

подвергшейся изменениям благодаря внешним факторам, или же они - религиозная секта, сочетающая в себе некоторые признаки расы, благоприобретенные ими после обращения в иудаизм и вступления в смешанные браки на протяжении долгих лет странствий по всему миру?"

И он отвечает однозначно:

"Даже в библейских источниках говорится, что народ Израиля состоял с самого начала из представителей разных рас... В Малой Азии, Сирии и Палестине жили разные народы - амореи (они были светловолосыми, высокими, с вытянутыми головами), хетты (темнокожие и темноволосые), вероятно, монголоидного типа, кушиты, негроидная раса и много других. С представителями всех этих народов евреи вступали в брак, о чем мы можем прочитать на многих страницах Библии".

Пророки, наверно, грозили карой тем, "кто женился на дочерях чужого бога", однако израильтяне были неразборчивы в своих связях, а их вожди подавали им плохой пример. Даже их первый патриарх Авраам сожительствовал с египтянкой Агарь, Иосиф женился на Асенефе, не просто египтянке, а на дочке жреца; Моисей женился на дочери мадиамского священника Сепфоре; герой иудеев Самсон был филистимлянин; мать царя Давида - моавитянкой. А о царе Соломоне Библия сообщает: "И любил царь Соломон многих чужестранных женщин, кроме дочери фараоновой, Моавитянок, Аммонитянок, Идумеянок, Сидонянок, Хетгеянок, из тех народов, о которых Господь сказал сынам Израилевым: "не входите к ним, и они пусть не входят к вам, чтобы они не склонили сердца вашего к своим богам"; к ним прилепился Соломон любовью" (3 Царств, II, 1-2). Так эти chronique scandaleuse [*13] и продолжались. Видимо, в Библии царский пример повторяли все - и знать и челядь. К тому же, хотя и существовал запрет жениться на девушках-иноверках, на пленниц в военное время этот запрет не распространялся. Вавилонский плен вряд ли помог вернуть чистоту расы; даже члены семьи иерархов женились на иноверках. Короче, к началу диаспоры дети Израилевы были уже весьма смешанным народом, впрочем, как и большинство других древних народов. На этом не стоило бы останавливаться, если бы не стойкий миф о библейском народе, сохранявшем чистоту расы на протяжении всей истории.

Другой важный источник - иудаизм, исповедовавшийся людьми самых разных национальностей. В ранние века вместе с иудеями страстными проповедниками иудаизма были чернокожие фалаши [*14] из Абиссиннии, китайские евреи из Кайфына, очень похожие на китайцев, йемениты с характерным оливковым цветом кожи, иудеи-берберы, жившие в Сахаре, похожие на туарегов, и так далее, вплоть до хазар.

Больше всего иудеев-прозелитов было в Римской империи между падением иудейского государства и возникновением христианства. В Италии иудаизм приняли многие патрицианские семьи, а также члены императорского дома, те, кто правил в провинции Адиабене. Источники говорят о том, что множество новообращенных было в Греции; Флавий свидетельствует то же самое о населении Антиохии; апостол Павел встречался с прозелитами во время своих странствий почти везде - от Афин до Малой Азии. "Страстный прозелитизм, - писал еврейский историк Раинах, - был одной из доминирующих черт иудаизма в греко-римскую эпоху; такого не наблюдалось никогда... В течение двух-трех веков огромное число людей было обращено в иудаизм... Мощный рост иудейского народа в Египте, на Кипре происходил благодаря смешанным бракам евреев с местными жителями. Прозелитизм захватил буквально все слои общества".

Распространение христианства притормозило процесс кровосмешения, а появление гетто временно остановило его, но гетто появились только в XVI веке, а до этого смешанные браки заключались без ограничений, хотя, например, консул Толедо в 589 г. издал указ, запрещающий такие браки. Это же сделал римский консул в 743 г., 1-й и 2-й Латеранские соборы - в 1123 и 1139 гг., король Венгрии Ладислав II -в 1092 году. Но все эти запреты часто нарушались, например, в своем докладе папе римскому архиепископ венгерский Роберт фон Грейн в 1229 г. жаловался, что христианки выходят замуж за евреев и "многие тысячи христиан за какие-то несколько лет были потеряны для церкви".

Единственно эффективным препятствием оказались ограды гетто. Когда они рухнули, процесс вспыхнул с новой силой. В Германии с 1921 по 1925 год из ста браков, заключенных евреями, сорок два были смешанными.

Что касается сефардов, или "истинных" евреев, то их пребывание в Испании в течение более тысячи лет оставило отпечаток и на них, и на их хозяевах. Арнольд Тойнби пишет:

"Есть все основания полагать, что в Испании и Португалии в иберийских жилах течет и кровь иудейская, особенно в представителях высшего и среднего классов. Но самый въедливый психоаналитик не справится с поставленной задачей - не сможет разобрать, у кого из современных испанцев и португальцев предки были евреями".

Этот процесс проходил в двух направлениях. После волны массовых убийств в 1391 и 1411 гг., прокатившейся по Пиренеям, более ста тысяч евреев приняли христианство. Однако многие из них продолжали тайно исповедовать иудаизм. Эти тайные иудаисты, принявшие христианскую веру, назывались марранами [*15]. Они процветали, заняв высокие посты при дворе и в церкви, вступали в смешанные браки с аристократами. После изгнания евреев из Испании (1492) и Португалии (1497) к марранам стали относиться со всевозрастающим подозрением; многих сожгли на кострах инквизиции, большая часть их в XVI веке эмигрировала в страны Средиземноморья, Голландию, Англию и Францию. Оказавшись в безопасности, они начали открыто исповедовать иудаизм и вместе с теми, кто бежал из Испании и Португалии, основали новые сефардские общины в этих странах.

Замечание Тойнби относительно смешанного происхождения верхушки Испании также относится, mutatis mutandis [*16], и к общинам сефардов в Западной Европе. Родители Спинозы были португальскими марранами, эмигрировавшими в Амстердам. Старые еврейские семьи, жившие в Англии (они бежали сюда с востока очень давно), - Монтефиоре, Лусады, Монтеги, Авигдоры, Сутры, Сассуны и т.д. - все выходцы из иберийского "котла", и они - не более чистого происхождения, чем Ашкеназы или же евреи, носящие имена Дэвис, Хэррис, Филлипс или Гарт.

Часто кровосмешение происходило, когда насиловали девушку-пленницу. Что тоже имеет долгую историю, начавшуюся в Палестине. Например, некий Иуда бен Иезекииль запретил своему сыну жениться на девушке, которая не была "от семени Авраама", а его друг Улла заметил: "А как нам знать, что мы сами не произошли от кровосмешения тех, кто насиловал дев Сиона при осаде Иерусалима?" Выкуп и насилие всегда сопутствовали армии-победительнице.

Существует поверье, согласно которому ранние поселения евреев в Германии появились благодаря одному сюжету древней истории - похищению сабинянок. Германский отряд, который под командованием Ванжиони сражался в Палестине с римскими легионами, выбрал из огромной толпы пленников самых красивых женщин, привез их в свой лагерь, располагавшийся по берегам Рейна и Майна, и сделал своими наложницами. Родившиеся дети были воспитаны матерями в иудаистской вере, отцы же вовсе о них не заботились. Именно эти дети и положили начало еврейским общинам между Вормсом и Майном.

В Восточной Европе такие дети, зачатые во грехе, были еще более распространенным явлением. Фишберг пишет:

"Насильственное кровосмешение между сыновьями местного населения и девушками-еврейками в славянских странах происходило сплошь и рядом. Один из самых любимых методов казаков добывать деньги у евреев был такой: они забирали в плен их дочерей, прекрасно понимая, что тех будут выкупать. То, что беззащитные девушки, прежде чем их успевали выкупить, были изнасилованы этими полудикими варварами, не подлежит сомнению. Зимой 1650 г. "Совет четырех земель" [*17] постановил собрать данные о том сколько еврейских девушек было изнасиловано казаками, у скольких потом родились дети, с тем чтобы установить хоть какой-то порядок в общинах. В 1903-1905 гг. еврейские девушки вновь стали жертвами насилия во время погромов в России".

4

И тем не менее очень многие люди, не расисты и не антисемиты, утверждают, что они могут узнать еврея с первого взгляда. Но как это возможно, если евреи - продукт смешения, о чем свидетельствуют и история, и антропология?

Думаю, частично ответил на этот вопрос Эрнест Ренан в 1883 г.: "Il n'y a pas un tipe juif, il у a des tipes juives" [*18]. На самом деле лишь малая доля 14 миллионов евреев может быть отнесена к этому "ярко выраженному" еврейскому типу, причем вовсе не обязательно, что тот, о ком вы думаете, что перед вами - еврей, таковым и является. Один из основных признаков - литературный и метафорический - орлиный нос. Но из 2836 евреев, живущих в Нью-Йорке,

Фишберг обнаружил только 14 процентов евреев с "еврейским" носом: т.е. одного на семь человек. То же самое можно сказать и о других характерных чертах - чувственных губах, темных волнистых волосах, меланхоличных глазах навыкате или узких монголо-идных и т.д. Если эти черты рассматривать отдельно, то они характеризуют представителей самых разных национальностей, а если в совокупности - они складываются в прототип, но, подчеркнем еще раз, в один конкретный прототип евреев восточноевропейского происхождения, тот, с которым мы знакомы. Однако этот "набор" не подходит для определения других еврейских типов, таких как сефарды (включая их англизированных потомков в Британии), как славянские евреи Центральной Европы, как светловолосые представители тевтонского типа, или узкоглазые евреи монголоиды, или негроиды с курчавыми волосами.

Мы не можем четко определить тип даже восточноевропейского еврея... Вы можете спросить: "Не знаешь, этот Гарольд - еврей?" И получите ответ: "Не знаю, но после твоего вопроса я и сам вижу, что он еврей"...

В книге Хатчинсона "Расы человечества" есть картинка, на которой изображены три гейши, а под ней - подпись: "Японцы с еврейскими физиономиями". Прочитав подпись, вы подумаете: "Конечно же, и как я сам не заметил?!" И стоит вам увлечься этой игрой, как вы увидите еврейские или хазарские лица повсюду.

5

Другой источник наших заблуждений - невозможность отличить черты, передающиеся по наследству, от тех, что приобретаются под давлением социальных и иных факторов. Мы уже писали об изменении роста индивида; однако влияние социальных факторов на выражение и черты лица, поведение, речь, жестикуляцию, одежду - хотя и не столь явно, но, безусловно, существенно. Одежда (плюс прическа) - самый очевидный из этих факторов. Попытайтесь любого нарядить в длинный кафтан и широкополую шляпу, приделать ему пейсы - и вы сразу увидите в нем представителя ортодоксального еврейского типа, какой бы нос у него ни был.

Давайте отвлечемся от евреев и послушаем французского писателя - как, на его взгляд, выглядит англичанин. Мишель Лери - известный писатель и директор Национального исследовательского центра, сотрудник Музея человека. Вот что он пишет:

"Абсурдно... говорить об английской "расе" или же считать англичан представителями "нордической" расы. История учит нас: англичане, подобно всем европейским народам, как нация сложились в результате "участия" разных народов. Англия - кельтская страна, ее завоевывали саксы, датчане и норманны, жившие во Франции, римские народы во время походов Юлия Цезаря.

В то время как англичанина можно отличить в толпе по его костюму и поведению, по его внешности ни за что не скажешь, что именно он - англичанин. Среди англичан, как и среди европейцев, вы найдете светло- и темноволосых, высоких и коротышек, длинноголовых и круглоголовых. Англичанина скорее узнаешь по его манере держаться: его скудная жестикуляция (в отличие от темпераментного южанина), медленная походка, выражение лица (такой тип людей обычно называют флегматиками). Но никто не застрахован от ошибок, ибо далеко не все англичане отвечают этим характеристикам, даже если мы и условимся, что это "типично английские черты". Тем более что эти характеристики - скорее показатели не физических качеств, а социальных, поведенческих факторов, они имеют историко-культурное происхождение, а не "естественное".

Когда Лари пишет, что выражение лица имеет не "физическую" природу, а является результатом некоего принятого поведения, он упускает тот факт, что поведение может менять черты человеческого лица и таким образом оставлять печать на его "физических" данных. Достаточно вспомнить черты лица старых актеров, священников, давших обет безбрачия, солдат, всю жизнь проведших в казарме, моряков, фермеров и т.д. Их образ жизни откладывает неизгладимый отпечаток не только на выражение лица, но и на его черты, вводя нас в заблуждение. Мы воспринимаем их как наследственные или "расовые" признаки [*19].

Или, например, лицо американца, рожденного "в котле наций" - стандартный фенотип появился в результате смешения множества генотипов. Даже не ассимилировавшиеся в Америке китайцы и японцы оказались подвластны этому процессу.

Как бы то ни было, американца узнаешь с первого взгляда, невзирая на его одежду, его итальянские, польские или немецкие корни.

6

В любой дискуссии по поводу биологической и социальной наследственности евреев маячит тень гетто. Евреи Европы и Америки, даже Северной Африки - дети гетто на протяжении четырех-пяти поколений. Независимо от их географического происхождения, за стенами гетто они жили в одной и той же среде, на протяжении нескольких веков подвергались одним и тем же - созидательным или разрушительным - влияниям.

С генетической точки зрения, мы можем выделить три основных влияния: инбридинг, генетические изменения, селективный отбор.

Инбридинг играл главную роль как в истории сохранения еврейской расы, так и в противоположной тенденции - в гибридизации. С библейских времен до периода насильственной сегрегации, а затем и в Новое время смешение кровей было доминирующей тенденцией. А в те три или пять веков (в зависимости от страны, где это происходило) судьбу евреев определяли изоляция и инбридинг, соблюдавшиеся в самом строгом смысле слова правила вступления в брак только внутри своей общины, эндогамия внутри небольшой сегрегированной группы. Инбридинг чреват опасностью появления делеторных рецессивных генов, дающих в организме патологию. Высокий процент врожденного идиотизма - факт, давно известный исследователям, но, скорее всего, это результат замкнутого инбридинга, а не особенность семитской расы, как полагают некоторые антропологи. Умственные и физические дефекты весьма часто наблюдаются у детей, родившихся в дальних альпийских деревнях, где на кладбищенских надгробиях нет ни одного Каафа [*20] или Левия.

Но в результате инбридинга получают племенных лошадей - благодаря удачным сочетаниям генов. И в гетто рождались и кретины, и гении. Вспомним афоризм известного ученого Хаима Вейсмана: "Евреи такие же люди, как все, только чуть больше". У генетиков здесь мало информации.

Другой процесс, оказавший большое влияние на жителей гетто, - генетические изменения, известные также как эффект Сивелла Райта. Он имеет отношение к потере наследственных черт в небольших изолированных популяциях; это объясняется тем, что либо никто из ее членов не обладает соответственными генами, либо тем, что ими обладает очень малое число людей и они не могут передать эти гены потомству. В таком случае речь идет о генетических изменениях, приводящих к трансформации наследственных признаков в малых общинах.

Селективное давление, действующее в замкнутом пространстве гетто, было чрезвычайно сильно, такого не знала история.

С одной стороны, евреев отторгли от сельского хозяйства, и они все урбанизировались, поселялись в небольших городках и shtetl, чрезвычайно перенаселенных из-за этого. И в результате, как пишет Шапиро, "сокрушительные эпидемии буквально стирали с лица земли города, по большей части обрушиваясь на еврейское население, тем самым развивая в них мощную иммунную систему... и соответственно их потомки - это те, кто выжил, уцелел в результате этого безжалостного, весьма специфического отбора".

Шапиро полагает, что этим объясняется и тот факт, что среди евреев мало больных туберкулезом и много долгожителей.

Фактор враждебности, которой было окружено гетто, варьировался от холодного презрения до спорадических актов насилия и организованных погромов. Жизнь в таких условиях на протяжении нескольких веков сохранила лишь самых бойких, самых гибких и устойчивых; другими словами, возник особый тип человека - житель гетто. До сих пор антропологи горячо спорят, являются ли эти психологические особенности наследственными чертами, подвергшимися изменениям в силу селективного давления, или же впитанными в раннем детстве под влиянием социальных факторов. Мы даже не знаем, в какой степени высокий показатель IQ [*21] зависит от наследственности, а в какой от milieu [*22]. Возьмем, например, воздержание евреев от спиртного, о чем ходит немало поговорок, это качество некоторые наркологи считают расовым признаком. Но ведь его также можно определить и как благоприобретенное качество людей, обреченных жить в гетто, как сознательную привычку ждать удара из-за угла и быть всегда начеку. Еврей с желтой звездой на спине должен был быть осмотрительным и трезвым, с пренебрежением наблюдая за выкрутасами "пьяного гоя". Воздержание от алкоголя, отвращение к драке и дебошу с молоком матери передавалось из поколения в поколение, пока у евреев не выветрилась память о гетто. Как только наступил процесс быстрой ассимиляции, особенно в англосаксонских странах, многие евреи стали очень падки на выпивку. И это воздержание от алкоголя, наряду с другими чертами евреев, на поверку оказалось не биологической, а социальной чертой, не передающейся по наследству.

И, наконец, не надо забывать еще об одном процессе эволюции - о сексуальном отборе, который также дал "типично еврейские черты". Рипли первым отметил это: "В еврее перемешано чрезвычайно много кровей, что обусловило его расовое происхождение, а с другой стороны, он - законный наследник иудаизма в результате своего осознанного выбора... И это обусловило его образ жизни до мельчайших деталей. Почему же тогда он должен был отказывать себе в выборе своего идеала физической красоты? Почему его религия не должна была определить его сексуальные вкусы, его выбор спутницы жизни? Результаты становятся явными через поколения".

Рипли не уточняет, каков "идеал физической красоты" у жителя гетто. Но это делает Фишберг, предлагая нам парадоксальный вывод: "Для ортодоксального еврея, жителя Восточной Европы, сильным, мускулистым человеком был Исав [*23]. Идеалом на протяжении веков, вплоть до середины XIX века, был сын Иакова, "вкрадчивый юноша". Это был тип нежного, анемичного, стройного молодого человека с печальным взором, умного, но без всяких мускулов. Но, - продолжает Фишберг, - в Западной Европе и Америке сейчас мы наблюдаем сильную тенденцию к противоположному. Многие евреи гордятся тем, что они вовсе не похожи не евреев. И, имея это в виду, следует признать, что так называемую еврейскую внешность вряд ли ждет славное будущее".

И меньше всего, добавим мы, среди юношей Израиля.

 

Перевод с английского Аллы Николаевской

Литература

Baron S. W. A Social and Religious History of the Jews. New York, 1957.

Fishberg M. The Jews - A Study of Race and Environment. London, 1911.

Kutchera Hugo Freiherrvon. Die Chazaren. Wien, 1910.

Leiris M. Race and Culture. Paris, 1958.

Mieses M. Die Jiddische Sprache. Berlin-Wien, 1924.

Patai R. Article "Jews" in Enc. Britannica. Vol. XII. 1973.

Poliak A. N. Khazaria - The History of a Jewish Kingdom in Europe. Tel Aviv, 1951 (in Hebrew).

Reinach Th. "Judaei" in Dictionnairy des Antiquites.

Repley W. The Roces of Europe. London, 1900.

Roth C. Ed. The World History of the Jewish People. Vol. II: The Dark Ages. London, 1966.

Shapiro H. The Jewish People: A Biological History. Paris, 1953; Smith H. In Proc. Glasgow University Oriental Society. V.

Toynbee A. A Study of History. Oxford, 1947.

Примечания

[*1] Альпийские земли Австрии. - Здесь и далее, кроме отмеченных отдельно, прим. переводчика.

[*2] Корабль, на котором группа английских переселенцев-пуритан (обычно называемых "отцами-пилигримами") прибыла в 1620 г. в Северную Америку.

[*3] Константин Порфирородный: "Когда у них (тех, кто не принял иудейской религии. - А.Н.) произошло отделение от власти и возгорелась междуусобная война, первая власть одержала верх, и одни из восставших были перебиты, другие убежали и поселились с турками (венграми. - А.Н.) в нынешней печенежской земле и получили название кабаров" (цит. по кн.: С.А.Плетнева. Хазары. М.: Наука, 1986. С. 64).

[*4] Распространенный жаргон, смешанный язык из элементов романских, греческого и восточных языков, служащий для общения в восточном Средиземноморье.

[*5] Еврейская народная библиотека (нем.).

[*6] Поселения (идиш).

[*7] Через столетие его студентом стал Николай Коперник, которого и немецкие, и польские патриоты считали своим. - А.К.

[*8] Это, конечно, не относится к завоевателям и колонизаторам - те, наоборот, навязывают свой язык местному населению. - А.К.

[*9] Гизелинде Бусбек (1522-1592) - бельгийский писатель и политический деятель, более 7 лет был послом Фердинанда I в Константинополе, собрал свыше 10 рукописных древнегреческих книг.

[*10] С крайней нелепостью (лат.).

[*11] Субэтнические группы евреев; сефарды - потомки выходцев с Пиренейско-го полуострова, говорят на языке ладино; ашкеназы - потомки евреев, проживав-ших в средневековой Германии, говорят на идише.

[*12] Саадия Гаон (892-942) - известный еврейский ученый, родом из Файюм в Египте. В 928 г. был избран Гаоном (главой еврейской академии) в Суре.

[*13] Скандальные хроники (фр.).

[*14] Эфиопы, исповедующие иудаизм. По одной теории - выходцы из Иерусалима при Тите, по другой - туземное хамитское племя, обращенное в иудаизм.

[*15] Марранами (от испанского marran - свинья) называли крещеных мавров и евреев, не употреблявших в пищу свинину, а потому прозвище звучало вдвойне оскорбительно.

[*16] С соответствующими изменениями (лат.),

[*17] Имеются в виду четыре провинции - Великая и Малая Польша, Волынь и Львовщина. Евреи четырех провинций организовали "Совет четырех земель", куда входили члены Кагала, органа самоуправления этих общин.

[*18] Нет ни одного определенного еврейского типа, есть несколько еврейских типов (фр.).

[*19] Эмерсон пишет в эссе "Английские черты": "Каждая религиозная секта имеет свою внешность. У методистов - одно лицо, у квакеров - другое, у адвентистов - третье. Англичанин узнает раскольника по его манере поведения". - А.К.

[*20] Кааф - второй сын Левия, дед Моисея и Аарона, родоначальник племени (Быт. 46, II).

[*21] Интеллектуальный коэффициент, определяемый системой тестов.

[*22] Среда (фр.).

[*23] Появившийся на свет первым из близнецов сын Иакова, красный и косматый, уступивший брату Исааку право первородства за чечевичную похлебку.

Rambler's Top100 Rambler's Top100
Реклама в Интернет

Top