[ANT.md]  [STRATUM]  [ВАШ]  [PRорыв]  [e-mail]

 

  СОДЕРЖАНИЕ СТАТЬИ

1раздел: Метод и предмет

Византийская архаизация, князья «Рос» и «русые»

Эрулы и «красные» германцы

Народная мифология Причерноморья

Мифология государственная
(Гог-Магог и Готы, Гунны, Русые, 267-395 гг.)

Следы эрулов
(от Ефрема и Старшей Эдды до Византии)

Эрулы-русые в исламских источниках

2 раздел: Контаминация эрульской традиции с традицией «Рос»

Из Византии на арабский запад

Походы Руси на Амастриду и Сурож с запада?

Из Византии на арабский восток

Новинки у ал-Хорезми (846 г.) и амазонки

3 раздел: РОС и РУСЬ

Третья Русь и Ладога

Греческие подтверждения: тавроскифы и рабы-бегуны

Киевские подтверждения

Североевропейское подтверждение: Адам Бременский

Древне-северное подтверждение: Саксон и Снорри

Фонетика Руси

Фонетика Руотси

ЛИТЕРАТУРА

  {STRATUM}

 

 

 
 
/

  НЕСЛАВЯНСКОЕ В СЛАВЯНСКОМ МИРЕ (№5, 1999)

1.6. Следы эрулов
(от Ефрема и Старшей Эдды до Византии)

1.6.1. Наследие традиций об эрулах прослеживается в различных источниках. В середине IV века н.э. проповедник Ефрем Сирин упоминает о «русых» (росайе) как о народе. Очевидно, речь идет о настоящем народе, имеющем сношения с Византией в IV веке н.э.

1.6.2. Другой сириец, Псевдо-Захарий в 555 г. перечисляет народы к северу от Кавказа, включая Хрус (Hrws), описываемых им в качестве соседей и партнеров амазонок, настолько тяжелых, что кони не могли их нести. На основе параллельного арабского текста у ад-Динавари (895 г.) доказывается, что под «Хрус» Пс.-Захария имеются в виду как раз «русые», голубоглазые соседи — партнеры амазонок, воины-пешеходы, слишком тяжелые для лошадей — характеристика, восходящая к эрулам.

1.6.3. От современника последнего сирийца, Иордана (около 550 г.) приобретаем данные о «генс» (племени, роде) Росомонес. За неверность и предательство их преследует и казнит готский царь Германарих (350-375 г.). Имена представителей этой группы у Иордана, Снорри и Саксона — явно скандинавские. Рос — безукоризненно объясняется готским словом раус «камыш», а вероятнее всего, цветообозначением.

1.6.4. Росмо-горы появляются также в древнескандинавском Атлаквида («Песнь об Атли/Аттиле»). Уже более ста лет название Росмо- объясняется древненемецким цветообозначением rosamo = «красно-коричневый». Обсуждается близость и возможная родственность между эрулами и бургундами, ибо обе группы разделялись на западную и восточную ветви, они были тесно связаны друг с другом, имели общие корни (бургунды от Боргундархольма, сегодняшнего Борнхольма, вокруг которого сосредоточивались и эрулы), и самый термин «бургунд» стал как раз цветообозначением «красно-коричневый».

1.6.5. Согласно новейшим исследованиям (Гшвантлер), и название Росомонес толкуется как «красные», возможно и «быстрые», об эрулах. Быстрота эрулов кажется связанной со «священным» их опьянением (наверное, от красного мухомора) когда они сражались во главе с Одином, буквально «Ожесточенным». Прозвище «(х)эрулы», кстати, хорошо перекликается с титулом Одина Херела «военачальник», от her «войско» (ср. также глагол herja «опустошать»). Оттенок «недоверчивы», «коварны» в качестве изначального смысла их «красноты», отвергается как вторичное осмысление. Приводится немецкое стихотворение о рыцаре Вигалоисе, противником которого является «красный рыцарь», от «красного, воспаленного» цвета бороды и волос его: «О таких (людях) я слыхал, что они имеют сердца недоверчивые» («коварные»), согласно поэту.

1.6.6. В повествовании Иордана одна подробность заслуживает особого внимания: увидев, что «росомонская» (эрульская) его жена окрашивает себе волосы, Германарих ее сразу же убивает жестоким образом. Окрашивание волос красным цветом было как раз эрульским военным обычаем. Важность цвета подчеркивается и описанием одного из братьев убитой женщины, по имени Эрпр (буквально «красно-коричневый») в «Речах Хамдира» (Старшая Эдда).

1.6.7. В разных древнескандинавских стихах, собранных в так наз. Старшей Эдде, еще ярче подчеркивается социальное значение красного цвета у эрулов, в их одеждах и шлемах, «в золоте красном» («Песнь об Атли», «Речи Хамдира», «Вторая песнь об Атли», «Вторая песнь о Гудрун», «Подстрекательство Гудрун»). В «Ригстуле» говорится, что из трех социальных классов невольники — смугло-черные, свободные — рыже-красные, а ярлы — русоволосые, румяные (щеками).

1.6.8. Выясняется, что эрулы в «Эдде» хорошо засвидетельствованы под своим названием «ярлар» («Речи Хамдира», «Подстрекательство Гудрун», «Первая песнь о Гудрун», «Речи Высокого», «Песнь о Хабарде»). С одним исключением, они выступают во множественном числе, и таким образом, выделяются в обособленную группу. Ярлунгаланд — «страна ярлов (эрулов?)» упомянута в «Саге о Тидреке» (эпический Теодорих, король готов в Италии).

1.6.9. Собственно в эпоху викингов наследие «красной традиции» прослеживается в выражениях вроде раудавикингр букв. «красный, т.е. особенно лютый викинг», раударан «грабеж с насилием», раудагалинн «красно-сумасшедший». Один, как замечалось — Раудаграни, «Краснобородый». «Красный», кстати, не полностью передает значение древнескандинавского слова, которое носит оттенок блеска, воспаленности, пламенного характера.

1.6.10. Эта «краснота», отмечаемая византийцами, воспринималась как признак предрекаемых спасителей империи и христианства. За несколько десятков лет до посещения Византии первыми «русскими» в 838 г. в Сицилии появился «пророк», говорящий о том, что спасет Византию «русый народ».

1.6.11. Оказывается, что сами византийцы воспринимали и собственно русских как русых. В качестве примеров приводятся отрывки из византийских авторов Геродиана и Москопа, из рукописи в Афонском монастыре о казаках — «русых», а также из другой рукописи и актовых материалов монастыря, Книги «О церемониях» Константина Багрянородного, Лиудпранда, как и в новейшем словоупотреблении.

1.6.12. Наконец, обсуждается так наз. Каппадокийское завещание, приписываемое Александру Македонскому, где среди покоренных им народностей упоминается и народ «русых». Из контекста явствует, что они представлялись как обитатели территорий неподалеку от Кавказа. Датировка — приблизительно VIII век.

 
     

  © Copyright Высшая Антропологическая Школа 2002