[ANT.md]  [STRATUM]  [ВАШ]  [PRорыв]  [e-mail]

 

  СОДЕРЖАНИЕ СТАТЬИ

1раздел: Метод и предмет

Византийская архаизация, князья «Рос» и «русые»

Эрулы и «красные» германцы

Народная мифология Причерноморья

Мифология государственная
(Гог-Магог и Готы, Гунны, Русые, 267-395 гг.)

Следы эрулов
(от Ефрема и Старшей Эдды до Византии)

Эрулы-русые в исламских источниках

2 раздел: Контаминация эрульской традиции с традицией «Рос»

Из Византии на арабский запад

Походы Руси на Амастриду и Сурож с запада?

Из Византии на арабский восток

Новинки у ал-Хорезми (846 г.) и амазонки

3 раздел: РОС и РУСЬ

Третья Русь и Ладога

Греческие подтверждения: тавроскифы и рабы-бегуны

Киевские подтверждения

Североевропейское подтверждение: Адам Бременский

Древне-северное подтверждение: Саксон и Снорри

Фонетика Руси

Фонетика Руотси

ЛИТЕРАТУРА

  {STRATUM}

 

 

 
 
/

  НЕСЛАВЯНСКОЕ В СЛАВЯНСКОМ МИРЕ (№5, 1999)


2.2. Из Византии на арабский запад

2.2.1. Послы 839 г. — куда дальше?

До сих пор Бертинские Анналы, сообщающие под 839 годом о послах «народа рос», посетивших Византию в 838 году, а затем оказавшихся в Ингельгейме у императора франков, трактуются без учета возможного вклада современных им арабских писателей. Интерес историков к поездке «послов» в Ингельгейм — огромен, но пока почти никто не обращал внимания на, буквально говоря, дальнейшее: куда отправились затем византийские представители и какие выявляются следы их в сохраняющейся литературе?

2.2.2. Ал-Маккари.

У испанского автора ал-Маккари встречается такой след — буквально описание как морских нашествий викингов на Испанию, так и продолжения того же византийского посольства к мусульманскому правителю Испании. Послы изыскивали военную помощь со стороны мусульман Испании против общих врагов и испанских мусульман, и византийцев — мусульман Багдадского халифата. Это сотрудничество оказалось практически несостоятельным. Единственным возможным результатом этого посольства осталась поездка поэта-дипломата Яхьи ал-Газала к императору Византии, состоявшаяся позднее — в 839 г. или, наверное, в 840 г.

2.2.3. Понятие «ал-Маджус».

Исходя из слов ал-Маккари о том, что «таким образом связь установилась между ними», т.е. между императором Византии и правителем Испании, автор диссертации рассматривает термин «ал-Маджус» в качестве возможного следа или отголоска от первых переговоров ал-Газала с византийским басилевсом. Ал-Маджус условно переводится как «огнепоклонники», но точнее означает зороастрийцев. Но почему этот термин применен к викингам, которые ни зороастрийцами, ни огнепоклонниками не являлись? Отказавшись от других возможных решений вопроса, автор диссертации заключает, что термин отражает сведения, полученные из уст греков послом Яхьей ал-Газалом в 840 г. Когда начались вторжения викингов со стороны Океана во владения Умайядов Испании, то того же Яхью ал-Газала послали к королю ал-Маджуса, вероятнее всего, в г. Дублин в Ирландии, завоеванной викингами. Показательно то, что он сообщает, вернувшись назад. Все еще называя их ал-Маджус, используя это слово как этнографический термин, ал-Газал свидетельствует о том, что они оставили религию ал-Маджус, огнепоклонничество, как и «ту религию, которую они исповедовали раньше» — кроме жителей островов к северу от посещаемой им страны.
Королева страны ал-Маджус, «Нуд» по Яхье ал-Газалу, отождествляется с викингской королевой Ауд в Дублине. И в словах его о «самой отдаленной изо всех стране Божьей, где прохода нет тому, кто добирается туда», ощущается отголосок легенды о Гог-Магоге и подходящих слов Корана.

2.2.4. Ибн-Дихья и ибн-Хаян.

Обращаясь вновь к ал-Маккари, автор диссертации выявляет намек на итоги посольства в мусульманскую Испанию. У ибн-Дихья говорится, что Яхья ал-Газал был послан в страну аль-Маджус, и добавляется непосредственно затем, по ибн-Хаяну, что мусульманский владыка Испании послал его к царю в Византию, «и его повесть ему поразила, итак тревога его (= царя) утихла». Отсюда явствует, что правительство Кордовы само заинтересовалось как улучшением знаний о викингах, так и мирными отношениями с ними, причем потом сумело успокоить и своего союзника, царя греков.

2.2.5. Пророчества христиан.

Три греческих версии так наз. Видения Псевдо-Мефодия Патарского и особые версии близкого ему Апокалипсиса Святого Петра (записанного по-арабски, по-сирийски и по- эфиопски) описывают злую судьбу православной империи под натиском измаилитов, хотя предсказывается затем и резкое изменение: «однако тогда откроются врата севера, и появятся силы тех народов, которые были заперты внутри их. Весь мир придет в ужас от их внешнего облика. Испугаются люди, убегая и скрываясь на горах, в пещерах и в гробницах. Ибо народы, приступающие с севера, кормятся человеческим мясом и выпивают кровь от животных и всяческого нечистого». Вопреки оформлению данной легенды в качестве пророчества, в ней обнаруживаются ссылки на исторические корни в событиях царствования Михаила III и появлении народа Рос. Продолжается пророчество Лже-Мефодия тем, что народам севера даже удается покорить город Иоппе (сегодняшную Яффу в Израиле), но семь лет спустя после этого посылает Бог высочайшего ангела (которого все греки знают по не названному здесь его имени Михаил), и ангел их всех тотчас уничтожает. Как постыдные обычаи питания данного народа, так и пророчество о Палестине и истреблении их там ангелом — все это взято из легенды о Гог-Магоге и князе Рос. В одной латинской версии, а также и в славянской, названы и Гог, и Магог. Все эти версии Видения и Апокалипсиса Святого Петра автор диссертации связывает с уже упомянутыми византийскими источниками о помощи со стороны «русых народов» севера. Роль северян, предопределенная двойным значением их наименования («русые» и рос) — апокалиптична.

2.2.6. Легенда о народе рос до 842 г.

Безымяный автор так наз. «Продолжения Феофана» предоставляет ученым легенду об Иоанне Грамматике, патриархе Константинополя до снятия его в 842 или 843 г.: во время разорения империи со стороны «поганого (языческого) и жестокого народа», он приказывает воздвигнуть трехголовый памятник на Ипподроме, пользуется магическим заговором для того, чтобы переместить жизненную силу трех вождей врага в данный памятник, и принуждает трех мужчин огромной физической силы одновременно избить три головы памятника большими медными топорами. Отрываются две головы и падают наземь, однако третья остается, только чуть-чуть сгибаясь. Потом на самом деле эти три вождя варваров ссорятся и двух из них убивает третий, который, уцелев, возвращается на свою родину, раненым, со своими войсками в поражении и бегстве. Предполагалось доныне, что данный источник касается нападения 860 г. Но такой вывод не вяжется с центральной ролью в данной легенде патриарха Иоанна, которого отстранили от службы уже в начале 840-х гг. Доверяя источнику, автор диссертации, напротив, заключает, что здесь отражается страх византийской верхушки перед увиденной ею угрозой с севера со стороны «народа Рос». Подтверждение этого обнаруживается в весьма популярном пророчестве сирийского автора о том, что в предпоследние дни мира «царство греков… возьмет в свою правую руку железный топор, а в свою левую медный же», и от пользования ими растает сила враждебных грекам царств, и мало кто спасется, причем верующим советуют припомнить слова пророка Иеремии: «Отошлется зло на всех жителей страны с севера».

2.2.7. Памятник.

На форуме Тавра в Константинополе, столице Византии, стоял памятник с человеческим изображением наверху, а на его постаменте — ряд рельефов, которые, по мнению всех жителей города, показывали «повести последних дней города, когда народ Рос разорит Константинополь».

Высказывалось мнение о том, что этот страх — результат русского морского нашествия на город в 860 г., отображенного и в известных речах патриарха Фотия. Корни об этом гибельном нашествии, очевидно, были значительно более глубокими и опирались на религиозные верования и предшествовавшую народно-мифологическую и государственно-мифологическую традицию. Она обусловливала соединение апокалипсических пророчеств Иезекииля с появляющимися «в конце времен» представителями языческого народа из крайнего, приладожского севера. «Последние дни города» — последние дни всего мира.

2.2.8. Загадки греков о народе рос.

Особый интерес представляют собой решения двух загадок, приписываемых автору XII века. Вопрос о «поганом народе», «народе чуждого внешнего облика» получает как свое объяснение: «Рос, со всей их армией». Вторая загадка — «варварский скиф, домашний раб, или домашний служащий, либо отрок» — имеет как правильное решение: «Народ Рос». Что касается первой загадки, то она невольно представляет собой отзвук слов Лиутпранда о том, что греки называют русских этим их именем «по особой характеристике их внешнего облика». То, что речь идет о «поганом народе», язычниках — весьма показательно в XII веке, как воспоминание с тех времен, когда русские в самом деле считались языческими врагами всему христианскому (а также и мусульманскому) миру.

 
     

  © Copyright Высшая Антропологическая Школа 2002