|
1.7. Эрулы-русые в исламских источниках
Эрульское наследие выявляется
и в средневековой культуре мусульман. Автором предлагается новый
перевод и рассматривается ряд отрывков из исламских источников.
1.Безымянный автор (прибл.
685 г.).
Приводится отрывок из
изученной автором рукописи Британской Библиотеки Адд. 5928 о том,
что жители некой страны С-д-рха (видимо, от Самарканда) —
«великаны, с такими длинными языками (!), что никто их никогда не
видел верхом». Предположительно, автор этой рукописи — ал-Хасан
ал-Басри.
2. Тот же автор, из той же
рукописи.
Описываются соседи амазонок
как голубоглазые, весьма волосатые, отважные и чрезвычайно
высокие.
3. Там же.
Амазонки свидетельствуют о
том, что их мужчины — мореплаватели, храбры, жестоки.
4. Там же.
Говорится, что амазонки очень
высоки ростом, с тяжелым телосложением, черты их лиц красные,
русые и синие.
5. Рукопись второго
безымянного автора — араба-мориска (содержание которой восходит к
Ибн Ан’ум, VIII век): жители Хорасана — «великаны с такими
длинными копьями, что никто их никогда не видел верхом».
6. Рукопись безымянного
араба-арагонца (без датировки).
Покончив со строением Вала, Александр Македонский покидает
Гог-Магог и встречает «народ красного цвета с красными волосами,
где мужчины и женщины проживают обособленно друг от друга», а
потом в связи с Ферганой и Самаркандом встречают еще один «народ с
(крупными) телами, красивый».
7. Рукопись так наз. Нихаяту
л-Араб (безымянная, без датировки).
В стране славян «в Океане»
Александр Македонский встречается «с народом с красными лицами и
рыжими волосами, имеющим (крупные) тела и крепость телосложения».
Их король впоследствии верно служит и помогает Александру.
8. Ал-Ша’би (прибл.700 г.).
В районе Гог-Магога Александр
Македонский видит «народ с красными волосами и синими очами». Они
повествуют про Гог-Магог, чем те питаются: «Каждую весну океан
выбрасывает ради них две рыбы». Это указание на китов, которые в
самом деле «выбрасываются» как раз весной на побережья, например,
Фарерских островов, преследуемые зубастым китом-касаткой.
9. Ал-Динавари (около 895).
Покончив с построением своего
Вала, таким образом, отделив Гог-Магога от других, Александр
Македонский находит «племя красного цвета, с рыжими волосами,
среди которых мужчины и женщины обитают обособленно друг от
друга», а потом в связи с Самаркандом и Ферганой «увидел народ
крупного телосложения, а красивый».
10. Ал-Масуди (910 г.).
«(Что касается) ар-Рус, то
греки их называют Арусия, что означает «Красные».
11. Там же.
В «реке Мэотис» (= Азовское
море) проходит кит, два раза за один год, и жители пользуются им.
Двухразовое появление — искажение известия о ките (преследуемом
касаткой).
12. Ибн-Фадлан (922 г.).
В знаменитой повести посла
халифа особого внимания заслуживает пассаж о великане, побывавшем
у царя волжских болгар. Названный представителем Гог-Магога, он
истолковывается автором диссертации как «пугало» для посла халифа
и вообще арабов, о котором рассказывали для того, чтобы сохранить
монополию болгар на северную торговлю и обеспечить им финансовую
поддержку со стороны халифа.
В еще более известном пассаже
о «русских» до сих пор не уделялось внимание тому факту, что их
зовут не «ар-Рус», а «ар-Русия», от греческого ««»,
т.е. «красные». О них ибн-Фадлан свидетельствует, что они «похожи
на пальмы, рыжи, красны лицом, белы телом…». Очевидно, посол
халифа был намерен заранее осведомиться именно, о «красных». Он
отмечает специально, что «красных» среди болгар он не видал.
13. Ал-Хасан ал-Басри (?).
Здесь мы находим, так
сказать, первоисточник ибн-Фадлана, в сообщении аль-Хасана о том,
что некоторые представители Гог-Магога ростом с пальму, волосаты,
и их питание — огромная рыба, доставляемая им весенними дождями.
Проживают они где-нибудь на севере, на побережье Океана, и как
кажется, на полуострове, отделяемом высокими, голыми горами от
более южных и цивилизованных людей. Они голы.
14. Ибн-Фадлан.
В письме, якобы от
народностей Вису (предки нынешних вепсов), передаваемом послом
халифа ибн-Фадланом, вновь отмечены Гог-Магог на побережье Океана
за морем и горами, питающиеся мясом китов. Очевидно, речь здесь
идет о жителях северной Норвегии. Ибн-Фадлан сообщает при этом об
их наготе. Отлично зная мусульманских классиков, включая ал-Басри,
ибн-Фадлан писал, видимо, то, что хотелось бы прочесть главе
верующих, т.е. халифу.
15. Ал-Фирдоуси (1050 г.).
В своем всемирно знаменитом
эпическом произведении «Шахнаме» крупнейший персидский поэт
ал-Фирдоуси упоминает о народе Хрум (т.е. Рум, Византия), но есть
основание предполагать, что речь на самом деле идет о народе Хрус.
Здесь воины с «красными волосами» и «желтыми лицами» совершают
типичный германский ритуал — бьют в щиты своими мечами.
16. Амир Хосров (1300 г.).
Согласно этому поэту,
Александр Македонский со своими соратниками добирается до места в
Океане, где невозможно дальше продвинуться. Ему является небесный
вестник Суруш (= ангел Джабраил, Гавриил, по иранским шиитским
верованиям), чтобы оказать свою помощь. Герой достигает самого дна
Океана, и Суруш появляется еще раз. Александр встречает «морских
людей» с красными лицами и большими бородами, но без волос на
голове. Они упрекают Александра за то, что он жаден и нарушает их
покой. Истолковывается этот пассаж автором в качестве
исторического воспоминания о «красных Морских людях» — эрулах.
17. Наджиб Хамадани, Амин
Рази.
Эти два персидских поэта
(писавшие, приблизительно в 1180 г. и в 1593 г.) оставили скудные
известия. Первый заявляет, что ар-Рус обитают на острове или
полуострове, высоки ростом, с белыми телами и красными лицами.
Второй же — что они без исключения имеют красные волосы, огромный
рост, белые тела.
18. Низами Гянджеви (1199
г.).
По словам этого знаменитого
поэта, русские — «красны лицом» настолько, что они похожи на огонь
священной печи зороастрийцев.
19. Абу-Мансур (980 г., или,
может быть, 1050 г.?).
Согласно Абу-Мансуру, славяне
— «племя красного цвета, с рыже-русыми волосами».
20 Ал-Марвази (около1130 г.).
В географическом очерке этого
автора есть ссылка, почерпнутая из другого сочинения о том, что за
Китаем проживает «народ с рыжим цветом кожи и красными волосами».
Он сомневается в правильности этого сообщения, поскольку «рыжие
черты и красные волосы производятся крайним холодом и отсутствием
жары, как обстоит дело у славян и ар-Рус».
21. Ал-Димашки (1310).
В Северном Ледовитом океане
«расположен большой остров, заселенный мужчинами большого роста, с
кожей и волосами русого цвета, с синими глазами, никакого языка не
понимающими». В другом месте он зовет византийцев «желтыми
мужами». Любопытно, что, согласно ал-Димашки, ар-Рус обитает на
множестве островов в Азовском море, откуда они совершают свои
набеги на хазар.
22. Употребления прозвища
«русые» у арабов.
Очень рано мы встречаем
этноним ар-Русия, что истолковывается как «красные». Первый пример
— текст ибн-Русте, датируемый автором до 860 г. Другие, наряду с
формой ар-Рус — Ибн Хаукаль в 977 г., ибн-Мискавейх около 1000 г.,
ал-Хамадани до 1100 г., ибн-ал-Атир в 1231 г., ибн-Хальдун около
1380 г., Абу л-Фида. Форма, встречаемая у ал-Магриби и ал-Димашки,
— ар-Русия в качестве столицы народа ар-Рус. У географа ал-Идриси
ар-Рус — народ, ар-Русия — этнос и территория. По позднему
географу ибн-Ияс, ар-Рус — тюркский народ, во вредных для здоровья
землях поблизости от славян, проживающий на острове или
полуострове, с рыжим цветом тела, желтыми волосами и крупным
телосложением.
23. Ал-Ахтал (от 610-620 г.
н.э.?).
Кратчайшим образом отмечает
«толпу красных славян».
Итак, обнаруживается, что
господствующие доныне переводы ибн-Фадлана, ибн-Русте, ибн-Хаукаля
и других авторов о «русских», во многих случаях ошибочны. Дословно
речь нередко идет о «русых» (по-арабски ар-Русия, от греческого
hoi rousioi). Определенные части содержания всех вышеупомянутых
источников принадлежат одной и той же традиции, восходящей к эпохе
до Великого переселения народов. Мусульманские верования о
пресловутых, связанных со Страшным судом, народах Гог-Магог
восходят к нашествиям гуннов (черноватых, низкого роста, с
круглыми лицами) и их союзников — эрулов (красных, русых,
голубоглазых, ростом с пальму). Автор отрицает и «буквальное»
чтение текста ибн-Фадлана, как чистое описание фактов, без учета
литературного, историко-мифологического наследия, так как
последний был хорошо знаком с более ранними текстами о Гог-Магогах
«ростом с пальму» и т.п.
24. Изобразительное искусство мусульман.
Хотя существуют живописные
изображения уродливых северных чудовищ, при этом именно красного
цвета, но на этом основании не стоит делать каких-либо выводов о
связи с традицией об эрулах.
25. Прокопий Кесарийский о
славянах, и проч. Подобные сведения появляются иногда и у
немусульманских писателей. Прокопий Кесарийский описывает венетов
и антов (т.е. славян) так: «все чрезвычайно высокие, воинственные,
тела их ни очень светлы или белокуры, ни склонны к темному типу,
но все чуть-чуть рыжие цветом». В «Повести временных лет» Владимир
Мономах описывается как «лицом красен» с волосами рыжими и
красно-белокурыми. Как и в других подобных, более поздних
княжеских характеристиках, можно видеть здесь наиболее поздние
переживания эллинистически-византийской традиции описания северных
воинов и вождей. |