|
3.6. Древне-северное подтверждение: Саксон и Снорри
3.6.1. У Саксона Грамматика
также прослеживается множество отголосков традиции об эрулах в
виде сказок, повествующих о Восточной Европе, там же, где речь
идет о варягах с их службой на Руси или в Византии. Это
сказывается там, где повествование Саксона сосредоточено на
индивидуальных скандинавских героях, сражающихся, причем удачно, с
русскими, гуннами, славянами и так далее. Показателен и тот факт,
что Один с остальными божествами имеют свое местожительство в
Византии. Почему? Потому, что варяги располагали там своим
центром, как и эрулы на византийской службе задолго до них, и
могли считать себя наследниками и продолжателями эрульского
пребывания и героизма. Как доказывал Стендер-Петерсен, многие
сказки и повести о варягах у Снорри Стурлусона своими корнями
восходят к византийским легендам. Так обстоит дело и с материалами
Саксона, в частности, в том, что касается легендарного конунга
датчан Фроди (букв. «Умный»).
3.6.2. Саксон использует в
связи с Русью термин рутены, rutheni. Он заимствован из античной
традиции о рутенах как имеющих русые волосы. Этим и подобными
заимствованиями Саксон демонстрировал свою ученость. Поэтому у
него встречаются и сюжеты об амазонках и «воспаленных» волосах
героев. Относительно гуннов он ссылается на постыдные обычаи
питания, как у Гог-Магога. Можно сделать вывод, что его сведения о
рутенах как о союзниках гуннов восходят к известиям о «русых»,
т.е. эрулах.
3.6.3. Три раза Саксон
упоминает некую «норвежскую воительницу» по имени Рус(и)ла. Она
появляется и у Олафа Магнуса (XVI век). Эти упоминания могут быть
связаны с исторической личностью, возглавляющей флот викингов при
нашествии на Ирландию в X веке.
3.6.4. Рутены Саксона
связанны с гуннами, а также с геллеспонтцами, с кем они и
отождествляются автором диссертации. В тексте Саксона о
«геллеспонтских братьях» и убийстве Германарихом их сестры, его
королевы Сунигильды, упомянуты персонажи, известные и у Снорри
(Сванхильд, Ирмунрек, Хамди, Сорли, Эрп), как и у Иордана.
«Геллеспонтские братья» — это эрулы. Такой вывод подтверждается и
тем, что столицу их зовут Дунаборг, т.е. крепость на Дону.
Предполагается, что она расположена там, где Дон впадает в
Азовское море, в «Болото», ср. значение самого названия
«геллеспонты, геллеспонтские» у Саксона — опосредстванное
пояснениями Снорри. Примечательно и утверждение Саксона о том, что
геллеспонты связаны по материнской линии со скифами, т.е. гуннами.
3.6.5. Самое слово
геллеспонты здесь представляет собой будто бы ученое «улучшение»,
искажение Саксоном (под влиянием классического «Геллеспонтус»)
подлинного варяжского названия Эллипалта. Это впервые установил
Стендер-Петерсен. В саге о Харальде у Снорри Азовское море
описывается под именем Еллипалта. Это слово разделяется на два:
греческое ели «болото», повторенное по-славянски (видимо, в
скандинавской передаче) палта, т.е. «болото». Подобные
конструкции: taparyx (от славянского топор, заимствованного от
ирландского, плюс скандинавское ух «топор»), polutasvart (от
полюдие + svarf «обход»).
3.6.6. Снорри нам дарит еще
одно ценное сообщение: Один поддерживает своих «друзей», «своих
мужей», а поражает своих «неприятелей», например, слепотой, у них
тупится оружие, и т.п. Из описаний этих явствует, что друзья Одина
— особое сообщество. Вдобавок, Один, согласно Снорри имел
«обширные владения» к югу от горной цепи (т.е. Кавказа). Это
как-то связано с тем, что «в то время владыки римлян странствовали
широко по свету, покоряя все народы…». Если Один не сам считался
таким владыкой, то, очевидно, «его мужи», эрулы, в качестве владык
римлян посвящали свои завоевания Одину.
3.6.7. Иордан осведомляет нас
о том, что эрулы после своего поражения от лангобардов в начале VI
века н.э. «вернулись домой», на север, где они осели «рядом со
страной гаутар». По мнению автора диссертации, это указывает на
нынешнюю область Бохуслен (и норвежское побережье немного
севернее, до Фредрикстада), бывшую Ранрики. Возле Фредрикстада
расположено скопление показательных названий («Остров Одина»,
«Остров Тора» и т.п.). В северной части Бохуслена сохраняется
легенда о том, что туда в старину прибыл некий народ с русыми
волосами и синими глазами, по имени Северные Хуты, однако
постепенно они были вытеснены на север народом более темного
цвета. Северную часть Бохуслена звали Викен, буквально «залив»,
ср. название викинги.
3.6.8. Кроме Саксона и Снори,
мы располагаем еще почти одновременным с ними источником, так наз.
Хроникой нормандских герцогов. Введение этого обширного
стихотворения содержит намеки на Русь, представляющие особый
интерес: Нижняя Скифия окружается болотами Меотиды; обитатели ее
голы; Русь определяется как остров, по имени Cancie, т.е. Скандза
(Скандинавия Иордана); жители весьма воинственные, оттого, что они
внезапно становятся воспаленными, возбужденными (каким-то напитком
или веществом). Пласт этих сведений и представлений, таким
образом, распространился вместе с норманнами далеко на запад
атлантического побережья Европы. В старо-французком эпосе воины
Руси отмечены как русо- или рыжеволосые, румяные, то есть,
по-видимому, франки ассоциировали представления о Руси с этими
характеристиками. |