[ANT.md]  [STRATUM]  [ВАШ]  [PRорыв]  [e-mail]

 

  СОДЕРЖАНИЕ СТАТЬИ

1раздел: Метод и предмет

Византийская архаизация, князья «Рос» и «русые»

Эрулы и «красные» германцы

Народная мифология Причерноморья

Мифология государственная
(Гог-Магог и Готы, Гунны, Русые, 267-395 гг.)

Следы эрулов
(от Ефрема и Старшей Эдды до Византии)

Эрулы-русые в исламских источниках

2 раздел: Контаминация эрульской традиции с традицией «Рос»

Из Византии на арабский запад

Походы Руси на Амастриду и Сурож с запада?

Из Византии на арабский восток

Новинки у ал-Хорезми (846 г.) и амазонки

3 раздел: РОС и РУСЬ

Третья Русь и Ладога

Греческие подтверждения: тавроскифы и рабы-бегуны

Киевские подтверждения

Североевропейское подтверждение: Адам Бременский

Древне-северное подтверждение: Саксон и Снорри

Фонетика Руси

Фонетика Руотси

ЛИТЕРАТУРА

  {STRATUM}

 

 

 
 
/

  НЕСЛАВЯНСКОЕ В СЛАВЯНСКОМ МИРЕ (№5, 1999)


2.4. Из Византии на арабский восток

2.4.1. Сон халифа.

В 842 г. багдадский халиф ал-Муктадир якобы видел во сне, что «в Валу, построенном Двурогим между нашими странами и Гог-Магогами, открылось отверстие». Двурогий — мусульманский герой, отождествляемый с Александром Македонским. Опасаясь возможного вторжения этих лютых племен в его владения, халиф нуждался в человеке, способном возглавить экспедицию для того, чтобы узнать истину о состоянии знаменитого Вала. Длилась экспедиция более двух лет. Отчет начальника ее сохранился. По его словам, Вал действительно был прорван названными племенами, но в настоящее время они опять были заперты — арабоязычным народом под Валом. Значит, халиф мог отдохнуть и успокоиться от прежнего страха.

2.4.2. Маршрут исследования.

Маршрут экспедиции показателен. Она не перебирается через Хорасан и Самарканд по направлению к Тибету, Уйгурии или Монголии, к северо-восточному углу мира, где сирийско-христианская и мусульманская традиция условно помещала Гог-Магога. Против всего ожидаемого, экспедиция шла через Кавказ на северо-запад, в южно-русскую степь, где напрасно искала представителей указанных племен. Основанием для такого маршрута были византийские сведения о народе Рос.

2.4.3. Роль ал-Газала?

Кто передал эти сведения об угрозе со стороны рос? Одна из возможностей — Яхья ал-Газал, поскольку имеется арабский источник о том, что он посетил Багдад.

2.4.4. Роль ал-Джарми?

Другая возможность — военнопленный, быть может, Муслим ал-Джарми, ибо он не только служил первостепенным информатором халифа по возвращении в Багдад в 845 г., но и до этого в плену у греков поддерживал открытые сношения с представителями халифа. Во многом менее убедительной является возможность получения сведений халифом от греческого военнопленного в Багдаде.

2.4.5. Арабские шпионы в Византии?

В Византии халиф располагал и другими источниками. Преград мусульманским торговцам не было поставлено, и шел оживленный обмен людьми между обеими сторонами. К тому же халиф имел сеть шпионов везде, включая Константинополь.

2.4.6. Греки в Багдаде?

Еще один возможный посредник — посол или послы царя греков к халифу. В 839 г. Феофил направил посольство к халифу для того, чтобы мирным путем оставить город Аморион за греками. Если представители Рос уже появились и были допрошены в Константинополе, то теоретически послы царя могли бы осведомить о них мусульманского правителя. Это, правда, не соответствует дате «сна» халифа в 842 г. Иная возможность — сам патриарх Византии, Иоанн Грамматик, который поддерживал тесные связи с Багдадом, как и его сотрудник Игнатий Диакон. Иоанн дважды посещал Багдад и сам боялся угрозы со стороны народа Рос.

2.4.7. Связь с Амастридой.

Нашествие на Амастриду, по мнению автора диссертации, представляет собой единственную конкретную причину для «сна» халифа в 842 г. и для последующей экспедиции на территории поблизости от Черного и Азовского морей.
2.4.8. Взгляд Бал’ами на Русь.

В переработке Истории ат-Табари саманидским министром Бал’ами проявляется взгляд мусульман на ар-Рус, согласно которому они — «враги всему миру», вроде Гог-Магогов.

2.4.9. Хазарское письмо и ал-Марвази.

В письме еврейскому премьер-министру мусульманской Кордовы, приблизительно в 960 г., правитель хазар, сам иудей по вероисповеданию, похваляется тем, что он преграждает народу Рос путь на юг, иначе они опустошили бы всю страну вплоть до Багдада.

Поздний географ ал-Марвази, писавший в 1142 г., но опиравшийся на более ранние источники, обращает внимание на привычку ар-Рус сражаться пешком, добавляя: «Если бы они имели коней, то еще более были бы наказанием всему миру».

 
     

  © Copyright Высшая Антропологическая Школа 2002