|
1.5. Мифология государственная
(Гог-Магог и Готы, Гунны, Русые, 267-395 гг.)
1.5.1. Если в предыдущей
главе рассматривалась народная мифология, то данная глава
посвящена официальной, государственной мифологии, выражавшей страх
перед Страшным судом и озабоченность при каждом знаке его
приближения. В частности, византийцы боялись появления
представителей племен Гог-Магога, а также мифической страны Рос на
крайнем севере Ойкумены. Первый приведенный автором источник
апокалиптического характера относится к самым первым нашествиям
готов и эрулов на греков, в 267 и 269 гг. н.э. В не учитывавшейся
до сих пор рукописи неизвестного автора содержится предупреждение:
«Дважды три на численность одной тысячи насчитывает он, / до сих
пор пока они не приводят конец седьмой эры. / Русый народ
воздвинулся против Византии. / Готы, сыновья Хагара, представляют
собой обширную массу людей. / Увы, крайне несчастливы воды Алфея,
/ (этими) заключениями (на) острове Греции, / а хуже всему
человечеству!» На этом, раннем этапе готы определяются как «русый
народ», представляющий для греков начало конца мира (в седьмое
тысячелетие). Их обратил в бегство император Аврелиан, после чего
опасения греков в их отношении угасли более чем на сто десять лет.
1.5.2. Только начиная с 378
г. готы вновь тревожат воображение греков, вследствие битвы под
Адрианополем, где ими были уничтожены две трети всей армии
императора Валента. Современнику — Амврозию это событие казалось
предвестием «конца всего мира». Если ранее готов отождествляли с
гетами и со скифами, причем короля готов звали «король скифов», то
сейчас, после Адрианополя, — с племенами Гог и Магог. Речь идет и
о простейшем созвучии: название «Гот» воспринималось как «Гог» не
только у греческих авторов, но и самими готами, чем они и
похвалялись, по Исидору и Иордану.
1.5.3. В 390-х гг. прошла
целая волна панических слухов о том, что предстоит на самом деле
конец мира, Страшный суд, предвестниками которого выступали именно
готы. Примером нарастания таких убеждений нам служит святой
Иероним, который сперва, когда-то до 392 г., отрицает мнение
своего современника Амврозия о том, что «Гог — это Гот». В
комментарии к гл. 39 пророка Иезекииля, после 392 г., Иероним
косвенно указывает, что сам он в это не верит. Так же обстоит дело
и со святым Августином, ибо и он отрицает отождествление
Гог-Магога с конкретными народами «как гетов и массагетов».
1.5.4. Мнение св. Иеронима,
однако, резко изменилось, когда на христианский восток вторглись
гунны со своими эрульскими союзниками в 395 г.: он боится того,
что «падает римский мир», «вот сейчас конец мира, когда римская
держава падет». Еще четыре года спустя Иероним убежден в том, что
гунны — это и есть дикие племена Гог-Магог, запертые Александром
Македонским за Железными воротами Кавказа. Подобное мнение
высказывает и римский писатель Хегесипп (Hegessipus).
1.5.5. С 390-х гг. тождество Гога и Магога с готами утвердилось
навек, что может показаться странным, поскольку главную угрозу
Византии представляли собой тогда уже не готы, а гунны, в
частности после страшных событий 395-396 гг. Имеются также
источники, в которых именно гунны сопоставляются с племенами
Гог-Магог. Так, патриарх Прокл (434-437 гг.) приводит ссылку из
Иезекииля по поводу внезапного конца гуннской армии во главе с
Роу(г)ас, Роас, которого он отождествил с «Гог, архонтом Рос».
Даже в VI веке автор Андрей Кесарийский заявляет, что Гог и Магог
— это те скифы на севере, «которых мы зовем Хуннику».
1.5.6. «Кандидатуре» готов на
то, чтобы стать и оставаться Гогом-Магогом, способствовало
созвучие имен (Гог-Гот). Но и кандидатура эрулов проявляется
по-своему: сетью «пророчеств», написанных после «предсказанных»
этими пророчествами событий, мы оповещены о раздроблении
западно-римской империи иноверцами, христианами арианского
вероисповедания, характеризуемыми как «русая раса». В армянской
версии так наз. «Седьмого видения Даниила» речь идет о
предпоследнем царе Орлогиос (т.е. Олибриус), а также и о последнем
(Ромул Августул), после которых придут новые властители, «от иного
вероисповедания, т.е. ариане». В одной греческой версии
«Апокалипсиса Даниила» победителей называют «тот русый народ».
Командующий войсками, низложивший последнего императора, Одоакр
носил титул «король эрулов» (476-493 гг.). В упомянутом греческом
«Апокалипсисе Даниила» ссылаются, кажется, как раз на полномочия
Одоакра. Тогда слова «тот русый народ» намекают на его эрулов. В
другой греческой версии («Видение Даниила») есть ссылка на падение
лангобардов и нашествие арабов, наверное, 778 г. Здесь
византийская армия присоединяется к «русой расе» и наносит арабам
полное поражение, а после счастливого периода следует прибытие
Антихриста.
1.5.7. Показательно то, что
происходило изменение во взглядах греков на русых северян: от
представителей лютых племен Гог-Магог к солдатам наемных войск.
Готы, со своей стороны, сохраняли на себе отпечаток образа
Гог-Магога, в работах ряда авторов (Исидор, Иордан, летописец из
Астурии, Готфрид из Витербо), в версиях Повести Александра
Великого Пс.-Каллисфена, а также в еврейском сборнике традиции —
Таргуме.
1.5.8. Представления о
«русых» северянах восходят не только к обычаю эрулов и других
германцев окрашивать волосы и т.п., но и частично к древней
традиции со времен Аристотеля и Гиппократа о том, будто бы скифы
«грязно-желты», что воспринималось и как «русы». Приводятся и
примеры рыжеволосых и голубоглазых представителей некоторых групп
среднеазиатского населения. Неизвестно, в частности, кто такие
«Кармир хион» — «красные гунны». Среди гуннов присутствовали и
германцы, но «германские» имена гуннских предводителей ничего не
доказывают, так как они, вероятнее всего, отражают только тот
факт, что посредниками-рассказчиками были германцы.
1.5.9. Традиция о «красных
евреях», запертых на Кавказе Александром Македонским, восходит,
видимо, не к физической «красноте» евреев, но к воспоминаниям об
эрулах, союзниках гуннов в 395-396 гг.
1.5.10. В сочинении сирийца
Якова Серужского сохраняется упоминание о том, что не только
Гог-Магог опустошат мир, но и еще ожесточенный народ «внутри
упомянутых ворот», за валом Александра, «народ знаменитый». Эта
роль хорошо подходила к эрулам и подобным народностям.
1.5.11. Имеется также
источник, сочувствующий эрулам: речь идет опять-таки о Пс.-Этике
из Истрии. Ведь он заявляет, что обитатели тростниковых зарослей и
болот приложили свои усилия к делу Александра Македонского для
того, чтобы преградить самому Гог-Магогу путь к разрушению мира.
1.5.12. В Апокалипсисе,
приписываемом Пс.-Мефодию, мы встречаем и «королеву амазонок», и
«индийцев среди черных», и «красных евреев», и Антихриста. Значит,
главнейшие элементы складывавшихся представлений сохранялись,
такие, как указания на красноту и связь с амазонками и Страшным
судом, однако тождество германцев с рыжими северянами уже было
утрачено.
|