|
1.3. Эрулы и «красные» германцы
Рассматриваются эрулы (ср.
«эарлы» eorles английского, «ярлы» jarlar древнегерманского и
древнескандинавского языков), «красные германцы» античных и
византийских источников. Автор предупреждает о том, что возможно
только приблизиться к пониманию данного явления, не исчерпывая
его, приходя к выводу, что это даже не в первую очередь
исторические «эрулы», а возможные трансферты понятия, т.е.
стереотипы, которые, упрочившись в старину, продолжали
существовать в литературном или устном преданиях или передаче.
1.3.1. Крупное телосложение.
Эрулы отличались и
похвалялись крайне высоким ростом и крупным телосложением по
сравнению с другими германцами, настолько крупным, что о них
ходили слухи, будто кони не в силах их носить. Последнее
изначально заимствовано из описания Геродотом племени сигиннов,
некогда проживавших в устье р. Истра, т.е. Дуная, лошади которых
«не в силах мужчин (их) носить». Связано это и с народом спалов
(ср. русское «исполины», великаны). Помпоний Мела в 43 г. н.э.
подтверждает крупное телосложение у германцев, а также первым
упоминает о бесконности мужчин, связанных с амазонками.
Первостепенную значимость роста воинов подчеркивает римский
военный стратег Вегеций (ок. 400 г.). В 521 г. погибает «морской
конунг» Хигелак (Хугилаикус), при этом его кости выставляют для
обозрения в устье р. Рейна из-за чрезвычайных размеров его тела.
Иордан настаивает на том (по правильному чтению его текста), что
эрулы превосходят ростом все остальное население Скандинавии.
Приводятся и пассажи из скандинавских саг о значимости крупного
телосложения (Сага о Хрольве Вороне, Сага о Хрольве Пешеходе).
Крупное телосложение, однако, представляется не исключительным
свойством германцев, оно отмечено изначально при описании жителей
острова Тапробаны — Цейлона (= Шри-Ланка) у Плиния Старшего. Это
еще один пример того, как новые явления вливаются в старые (и
весьма подходящие) шаблоны.
1.3.2. Нагие рабы.
Эрулы сражались
преимущественно в пешем строю, с особенно легким вооружением —
даже, как отмечалось, почти в невооруженном и неодетом виде.
Засвидетельствовано это современником Иордана Прокопием
Кесарийским и автором истории лангобардов Павлом Диаконом. Тацит
дословно говорит («Германия»), что германцы «сражаются в нагом
виде, то ли в легкой одежде с лишь маленькой туникой», а также,
что они «сражаются по обычаю их родины с голыми телами»
(«История»).
Эрулы использовали в своей
армии многих рабов, по крайней мере, рабов по облику, но при этом,
наверное, свободных, даже в своих сражениях. Их принуждали
сражаться почти голыми и без оружия, — если они справлялись с
такой задачей, то им предоставлялась возможность стать
полноправными членами эрульского общества.
Итак, в результате народного
редукционизма или преувеличения устных преданий эрулы выступают, в
уничижительном виде не только как «красные нудисты», «бегуны,
гонцы», но и как «армия рабов». Вопреки их самовосхвалению и
стремлению представиться «принцами», «князьями» («ярлами»),
наверное, после распада их державы в начале VI века за ними
закрепляется слух о том, что они сами на самом деле рабы. Этому
способствовал, вероятно, и упомянутый обычай сражаться, якобы,
почти нагими и без оружия (т. е. именно как рабы).
1.3.3. Бегуны.
Несмотря на свои крупные
тела, двигались они очень быстро, особым «эрульским бегом», чем
стали знамениты. Этот бег — особая тактика их бойцов. Аналогично и
«росомоны» у Иордана поддается такой же этимологизации — как
«быстрые».
1.3.4. Рыже-русые,
синеглазые.
Были эрулы румяны лицом,
красны волосами, голубоглазы. Вернее, это — трансферт,
первоначально появившийся в описании народа будинов у Геродота,
потом встречаемый у Плиния применительно к жителям Тапробаны, и
наконец, перенесенный на германские народы Тацитом. Он
подкреплялся тем обстоятельством, что скандинавы, как любые
слабопигментированные северяне, появившись в Средиземноморье, под
воздействием солнца приобретали загар, и этим, как и выгорающими
волосами, ярко-синими глазами на загорелом лице, привлекали
внимание греков.
1.3.5. Красные волосы.
Видимо, дело с рыжими
волосами заключается не столько в естественном цвете, так сказать,
от природы, сколько в заимствованной германцами от кельтов
традиции ритуального окрашивания волос красным цветом перед
вступлением в бой. Приводится ряд отрывков из авторов, упоминающих
об этом. Встречающееся в «Географии» Птолемея название elouaiones
для северных соседей бургундов на Вистуле толкуется как
«огненно-красные, огненно-желтые». Слово, использованное греками
для обозначения окрашивания — xanthizo, — указывает как раз на
интересующий нас «русый, белокурый народ». Прозвище Одина,
верховного бога скандинавов, «Краснобородый» также указывает на ту
же самую традицию.
1.3.6. Еще о красном.
Представляется, что эрулы
отмечены и иными пристрастиями к красному цвету: они одевались в
красные туники, так наз. «руссати» (russati), согласно древней
традиции, бытовавшей, в частности, у спартанских воинов, для того,
чтобы скрывать пролитую кровь. Воины, которых византийцы называли
«руссати», выступали под красными боевыми штандартами или
знаменами того же названия. Известны также воины, которые носили
красные или, вернее, как кажется, красно-коричневые щиты. Красные
щиты означали войну. Выбор цвета щита — тщательное и важное дело у
германцев, согласно Тациту. Понятие «руссеус» (лат. Russeus) —
полутехнический термин, относящийся как к цвету, так и к носящим
его лентам или другим частям одежды, «по цвету крови». О красных
щитах приводятся как пассажи из «Старшей Эдды», так и
археологические материалы из хорошо документированного погребения
сер. V в. в Западной Норвегии.
1.3.7. Красная фракция?
Автор не считает возможной
связь эрулов с так наз. группировкой «Красных»
Константинопольского цирка.
1.3.8. Название ярлов-князей.
Само слово «ярлы» сначала
означало «свободного человека из хорошей семьи», а в дальнейшем
становится обозначением высшего слоя знати (Ригстула). Свою
социальную организацию и себя самих эрулы называли ярлами, т.е.
буквально «принцами», «князьями», похваляясь этим, как, например,
при осаде крепости короля вандалов Гелимера. Это соотносится и с
тем фактом, что начальников и полководцев племен так наз.
федератов звали герцогами («воеводами»). На одну ступень выше
должны были стоять «князья». Будучи сыновьями знатных семей
Скандинавии, и при этом составляя своего рода «военную демократию»
(точнее, равноправие), они вполне могли использовать такое
самоназвание, как ярлы. Это в свою очередь заставляло вспомнить о
словах пророка Иезекииля про «князей Севера» в связи с народом или
правителем Рос.
1.3.9. В болоте.
Обитали эрулы в болотах или
на болотистом острове. Согласно историку Аблавию и вслед за ним
Иордану, эрулов звали также элурами, от (h)ele «болото», в связи с
их местожительством в Меотидском болоте, т.е. в тростниках
Азовского моря. Данная игра слов выразительна, иногда даже она
вытесняла подлинное название эрулов, например в византийском
Этимологикум Магнум, у Стефана Византийского, у Зонара.
Представление о чрезвычайно
болотистом острове засвидетельствовано Иорданом как традиция о
заселении готами местности по имени Ойум, где-то севернее
Причерноморья. Данное название обозначает либо остров, либо очень
водянистую местность, либо и то и другое. Что речь идет как раз о
болотистой местности или острове, явствует из самого описания
Иордана: настолько трясиниста там почва, что рухнул мост (ведущий
оттуда, очевидно, к югу, на путь в Причерноморье), и поэтому
половина готов осталась как-то заточенной в указанном районе,
«откуда все еще возможно слышать рев и мычание (их) коров».
1.3.10. Пираты-викинги.
Эрулы действовали как морские
разбойники, «прото-викинги», начиная с 267 г. и до известных их
походов на побережья Галлии и Испании в 409, 456 и 459 гг. По всей
вероятности, и само название wicingas впервые прикрепилось к ним,
судя по англосаксонскому автору Видсиду, где они упоминаются
мимоходом, а также по весьма древнему оформлению того же слова во
фризском языке, относящемуся к периоду около 400 г. И в
«Беовульфе» идет речь об эрулах (eorlas), как о воинственных
врагах, которых, к счастью, герою удается отогнать.
1.3.11. Рунические и другие
надписи эрулов.
Автор касается и вопроса о
руническом алфавите, или, точнее, о предшественнике его. Судя по
редким промежуточным находкам, во многом похожая система
создавалась в начале н.э., как основанная на азбуке или азбуках,
сложившихся в Альпах под влиянием этрусков. Через полтора столетия
и памятники старшей рунической письменности внезапно появляются на
далеком Севере, в Ютландии, в южной Швеции и на обеих сторонах
Осло-фьорда. Здесь зарегистрированы надписи на камнях,
датирующиеся временем со II до VI века н.э. (автор опровергает
эрульскую принадлежность надписи, обнаруженной возле Бомбея в
Индии, предположенную В.М.Топоровым в 1981 г.). Имя эрулов впервые
засвидетельствовано на шлеме, найденном в Австрийских Альпах (6-9
гг. н.э.). Значит, эрулы — весьма устойчивое явление,
существовавшее почти шесть веков. Использованная на шлеме
письменность считается предшественником рунического алфавита.
Очевидно, эрулы пользовались этой письменностью в целях боевой
магии. Стереотипы ее опирались на более древние представления. Ряд
северных памятников начинается словами «Я, эрил…». И в частности,
памятники, возникшие после разгрома эрульской державы Херолии
около 508 г. и возвращения после этого многих эрулов в Скандинавию
(т.е. Фуле, согласно Прокопию), вероятно, в Бохуслен («наряду со
страной гаутов») . Автор присоединяется к мнению о том, что эрилы
— идеологи, маги, колдуны — поэты, выделяющиеся внутри сообщества
эрулов. Попав на суровый Север, некоторые из них, видимо,
странствовали по Скандинавии, добывая и деньги, и похвалу за свои
знания как рун, так и героических песен о подвигах эрульских
воевод. Таким образом, руны и эпос распространялись среди
скандинавов, составляя культурный континуум до эпохи викингов и
вдохновляя песенную культуру «Эдды» и скальдики. Эрулы
представляли собой не племя, как обычно полагают ученые, а
элитарную военную организацию пришлых представителей знати,
выделенной из множества скандинавских племен. Сосредотачивались
они на юге Балтийского моря вокруг Борнхольма, на побережьях
Азовского моря, а позднее и в своем королевстве Херолия в пределах
территории нынешних Венгрии, Хорватии и Боснии (прибл. 480-508
гг.). В поле зрения истории или историков они попали в результате
своих морских нашествий, вместе с готами, в 267 и 269 гг., а потом
и в качестве византийских наемных войск, как на фронтах в Африке и
Ираке, так и в самой столице, где они в 532 г. жестоко подавили
восстание «Ника». При их поддержке Одоакр совершил переворот,
сверг с престола последнего римского императора и стал королем
Италии, удостоенный в том числе и титула «король эрулов».
Отмечаются они на службе у византийцев вплоть до 560-х гг.
1.3.12. Мифический вождь
эрулов.
Раскрывается след эрульской
идеологии в преданиях о мифическом короле — основателе (x)ерилас с
его тремя жизнями, у поэта VI века Иоанна Лида, и имя это следует
сопоставить с одним из мифологических имен Одина — Херил.
Мифический воевода эрулов — то есть Один, буквально «исступленный»
(от oddr — «поэзия, боевое бешенство, исступление, одержимость»).
По древнескандинавской традиции, именно он изобрел руны: они
представляют собой не только письменность, но и обладают
магической силой. Внутри эрульского общества предположительно
выделяется особая верхушка, так сказать номенклатура, называвшаяся
эрилами, как свидетельствуют рунические надписи на камнях от II до
VI века. По возвращению части эрулов в Скандинавию после 508 г.
эти эрильские поэты-маги распространяли слухи о подвигах эрульских
героев, и этим объясняется место их в Старшей Эдде.
1.3.13. Кем были эрулы.
Обособленным готским народом?
Или — гепидами? Или — бургундами?
Отказываясь от этноцентризма,
автор заключает, что они были преимущественно скандинавского
происхождения и поддерживали свои связи с родиной, пополняясь
оттуда новобранцами и даже иногда королями. Именно рунические
надписи — яркое археологическое свидетельство о том, откуда и куда
они направлялись. Язык их наверняка был смесью скандинавских и
других германских диалектов, включая готские.
1.3.14. С кем связаны.
Вникая в соотношение готов,
гепидов, бургундов с эрулами, нам представляется, что иногда
следует искать последних под «готским зонтиком». С гепидами (по
Исидору превратившимися в гипедов, от «педестер», «пешеход») они
были исторически особенно тесно связаны, как и с бургундами. И
обитателям причерноморского и средиземноморского Юга во всем этом
непросто было разобраться.
1.3.15. Другие названия.
Вместо непонятного южанам
имени ярлов, эрулов, им давали другие названия. Самое простое —
греческое «Русос», т.е. «красные, красноватые». Употреблялось и
имя Фуле; Фулли, на Крымском п-ове, восходящее к понятию Ультима
Фуле = Скандинавия, а также племенные обозначения в Скандинавии,
например Евдосии = ютландцы. Но, предположительно, часто эрулы
скрывались и под общим названием germani, германцы. Есть основание
подозревать, что и на франков распространялись некоторые
представления о постепенно утрачивающемся прошлом эрулов.
|