|
2.4. Из Византии на арабский восток
2.4.1. Сон халифа.
В 842 г. багдадский халиф
ал-Муктадир якобы видел во сне, что «в Валу, построенном Двурогим
между нашими странами и Гог-Магогами, открылось отверстие».
Двурогий — мусульманский герой, отождествляемый с Александром
Македонским. Опасаясь возможного вторжения этих лютых племен в его
владения, халиф нуждался в человеке, способном возглавить
экспедицию для того, чтобы узнать истину о состоянии знаменитого
Вала. Длилась экспедиция более двух лет. Отчет начальника ее
сохранился. По его словам, Вал действительно был прорван
названными племенами, но в настоящее время они опять были заперты
— арабоязычным народом под Валом. Значит, халиф мог отдохнуть и
успокоиться от прежнего страха.
2.4.2. Маршрут исследования.
Маршрут экспедиции
показателен. Она не перебирается через Хорасан и Самарканд по
направлению к Тибету, Уйгурии или Монголии, к северо-восточному
углу мира, где сирийско-христианская и мусульманская традиция
условно помещала Гог-Магога. Против всего ожидаемого, экспедиция
шла через Кавказ на северо-запад, в южно-русскую степь, где
напрасно искала представителей указанных племен. Основанием для
такого маршрута были византийские сведения о народе Рос.
2.4.3. Роль ал-Газала?
Кто передал эти сведения об
угрозе со стороны рос? Одна из возможностей — Яхья ал-Газал,
поскольку имеется арабский источник о том, что он посетил Багдад.
2.4.4. Роль ал-Джарми?
Другая возможность —
военнопленный, быть может, Муслим ал-Джарми, ибо он не только
служил первостепенным информатором халифа по возвращении в Багдад
в 845 г., но и до этого в плену у греков поддерживал открытые
сношения с представителями халифа. Во многом менее убедительной
является возможность получения сведений халифом от греческого
военнопленного в Багдаде.
2.4.5. Арабские шпионы в
Византии?
В Византии халиф располагал и
другими источниками. Преград мусульманским торговцам не было
поставлено, и шел оживленный обмен людьми между обеими сторонами.
К тому же халиф имел сеть шпионов везде, включая Константинополь.
2.4.6. Греки в Багдаде?
Еще один возможный посредник
— посол или послы царя греков к халифу. В 839 г. Феофил направил
посольство к халифу для того, чтобы мирным путем оставить город
Аморион за греками. Если представители Рос уже появились и были
допрошены в Константинополе, то теоретически послы царя могли бы
осведомить о них мусульманского правителя. Это, правда, не
соответствует дате «сна» халифа в 842 г. Иная возможность — сам
патриарх Византии, Иоанн Грамматик, который поддерживал тесные
связи с Багдадом, как и его сотрудник Игнатий Диакон. Иоанн дважды
посещал Багдад и сам боялся угрозы со стороны народа Рос.
2.4.7. Связь с Амастридой.
Нашествие на Амастриду, по
мнению автора диссертации, представляет собой единственную
конкретную причину для «сна» халифа в 842 г. и для последующей
экспедиции на территории поблизости от Черного и Азовского морей.
2.4.8. Взгляд Бал’ами на Русь.
В переработке Истории
ат-Табари саманидским министром Бал’ами проявляется взгляд
мусульман на ар-Рус, согласно которому они — «враги всему миру»,
вроде Гог-Магогов.
2.4.9. Хазарское письмо и
ал-Марвази.
В письме еврейскому
премьер-министру мусульманской Кордовы, приблизительно в 960 г.,
правитель хазар, сам иудей по вероисповеданию, похваляется тем,
что он преграждает народу Рос путь на юг, иначе они опустошили бы
всю страну вплоть до Багдада.
Поздний географ ал-Марвази,
писавший в 1142 г., но опиравшийся на более ранние источники,
обращает внимание на привычку ар-Рус сражаться пешком, добавляя:
«Если бы они имели коней, то еще более были бы наказанием всему
миру». |