[ANT.md]  [STRATUM]  [ВАШ]  [PRорыв]  [e-mail]

 

  СОДЕРЖАНИЕ СТАТЬИ

1раздел: Метод и предмет

Византийская архаизация, князья «Рос» и «русые»

Эрулы и «красные» германцы

Народная мифология Причерноморья

Мифология государственная
(Гог-Магог и Готы, Гунны, Русые, 267-395 гг.)

Следы эрулов
(от Ефрема и Старшей Эдды до Византии)

Эрулы-русые в исламских источниках

2 раздел: Контаминация эрульской традиции с традицией «Рос»

Из Византии на арабский запад

Походы Руси на Амастриду и Сурож с запада?

Из Византии на арабский восток

Новинки у ал-Хорезми (846 г.) и амазонки

3 раздел: РОС и РУСЬ

Третья Русь и Ладога

Греческие подтверждения: тавроскифы и рабы-бегуны

Киевские подтверждения

Североевропейское подтверждение: Адам Бременский

Древне-северное подтверждение: Саксон и Снорри

Фонетика Руси

Фонетика Руотси

ЛИТЕРАТУРА

  {STRATUM}

 

 

 
 
/

  НЕСЛАВЯНСКОЕ В СЛАВЯНСКОМ МИРЕ (№5, 1999)


3 раздел: РОС и РУСЬ

3.1. Арабские и другие подтверждения: амазонки и нагие русые

3.1.1. С этим целостным подходом указывается и отрывок произведения ибн-Русте от 922 г. В этом источнике сохраняются во многом более ранние наблюдения, восходящие к временам, предшествующим установлению государственности на Руси. Предполагается, что эти сведения почерпнуты из утраченного очерка ал-Джарми или другого араба в 842-847 гг. У ибн-Русте засвидетельствованы, кстати, опять же не русские, как заявляют историки по сей день, а «русые». А описываемому ландшафту соответствует лучше всего Старая Ладога.

3.1.2. Морские амазонки, указанные у ал-Хорезми, появляются и у ряда других писателей, причем не только арабских, и это показывает, что речь идет не только о литературном предмете, а об укоренившемся на севере сюжете. Приводятся Сухраб, ал-Мунаджджим, Ибн Я’куб, ал-Идриси, ал-Магриби, ал-Казвини (с изложением сведений посла испанских мусульман в Германию ат-Тартуши в X веке), а также свидетельства древнерусской Начальной летописи (как более «литературное явление» XII века), дополнение к переводу Орозия английского короля Альфреда Великого (конец IX в.), а также произведения древнескандинавской литературы и (см. ниже) Адама Бременского. «Последние амазонки» — на самом деле крайне северны, ибо встречаются на побережье Ледовитого океана в русском произведении от 1772 г.

3.1.3. Персидский поэт Низами Гянджеви часто «играет словами» по поводу русого, красного облика русских. Есть у него и намек на Страшный суд в связи с русскими, в качестве ссылки на их апокалиптическую роль.

3.1.4. Низами Гянджеви наследовал и традицию о эрулах: русские «все красноваты лицом и сини очами», они «шагом так тверды и решительны, что один равен целой армии», они вызывают Страшный суд в мире, а в частности — они без оружия и без одежды, сражаются пешими, им не свойственно послушание одному королю.

 
     

  © Copyright Высшая Антропологическая Школа 2002