|
2 раздел: Контаминация эрульской традиции с традицией «Рос»
2.1. Возобновление
эрульской традиции о Руси в Испании и Византии
1. Ал-Якуби.
Самый древний источник,
упоминающий о нашествии Руси на Испанию в 844 г. — испанский
историк ал-Якуби (893 г.). Упоминаются «ал-Маджус, называемые
(т.е. другими — прим. автора дисс.) ар-Рус».
2. Ибн-Хаукаль.
Этот географ передает
сведения о том, что, разрушив хазарские города, ар-Рус в 969 г.
отправились в Рум (= Византийскую державу) и Испанию. Но, кроме
этого, что не замечено во множестве изданий, имеется и намек на
то, что «ар-Рус — те, кто издревле нападали на Испанию» (Курсив
автора дисс.).
3. Автором отмечаются еще две
ссылки у ибн-Хаукаля в другом его произведении от 977 г.: «Ар-Рус
— те же и самые, которые в старину приезжали в Испанию на
кораблях». И также, в том же сочинении: «В старину, однако, суда
от ар-Рус, печенегов-турок, и людей среди них из славян и булгар
появлялись у него...» (т.е. у омейядского халифа, очевидно Абд
ар-Рахман II, 822-852 гг.).
4. Ал-Мас’уди.
Знаменитый географ ал-Мас’уди
сохранил пассаж о «пришедших в ал-Андалус кораблях с тысячами
людей на борту, которые разоряли ее побережья, причем жители
ал-Андалус верили, что они — нация ал-Маджуса, появляющаяся перед
ними каждые двести лет...»
5. Ал-Бакри.
Ал-Бакри приводит подобное
описание нашествий викингов на побережье ал-Андалус в 858 г., без
упоминания имени ар-Рус. В другом разделе своего очерка, о народах
и событиях Восточной Европы, он сообщает: «Возле Великих Болгар
обитают ар-Рус. Они составляются из множества пород, они жители
островов и моряки, они могущественны на море и на нем много
странствуют, обитая у Понтского моря, как я уже сказал. Они
исповедуют веру ал-Маджуса. Нападают они на Испанию каждые двести
лет. Туда они добираются через залив от (Атлантического) океана, и
не через тот залив, где стоит железный маяк. Это залив, связанный
с Меотидой и Черным морем».
6. Ал-Зухри.
Так называемая «Книга
географии» некоего ал-Зухри охватывает и два пассажа о появившихся
из Океана больших кораблях по имени каракир. Они являлись «в
начале каждых шести или семи лет». Здесь сохраняется периодичность
указанного явления, но в весьма сокращенном виде.
7. Китайский автор.
Вплоть до Китая доходили
слухи об этих мореходах и их громадных кораблях. В сочинении Чжао
Чжуго упоминаются «огромные корабли (народа) Дажи». Текст искажен,
но указывает на Скандинавию, на области, где «дни длятся шесть
всего часов».
8. Объяснение.
Объяснение данной традиции
заключается, по мнению автора диссертации, в следующем:
периодичность нашествий на Испанию, «каждые двести лет»,
правдоподобна. Эрулы на самом деле разорили побережья Франции
(Галлии) и, быть может, северной Испании впервые в 286 г. Еще одно
нашествие состоялось в 409 г., а потом в 455-456 и 459 гг.
Возможен и поход в VII веке, но доказательств этого нет. И в IX
веке, как показывают в первую очередь арабские источники, начались
новые походы со стороны «того же народа». В отождествлении
нападавших на Испанию морских воинов III — V веков с «русами» IX
века, полагает автор, на мусульман повлияла традиция, сложившаяся
в византийской литературе.
9. Феодор Ласкарис.
В сочинении никейского
императора Феодора II Ласкариса (1245-58) есть ссылка на тот же
вопрос: «Рос, которые когда-то (в старину) плавали против
Византии…» Приводится еще источник, вероятно, Х века о нашествии
сарацинов и «Рун», где последнее, возможно, — искаженно
истолкованный вид названия Рос.
10. Почему перенос?
Что обратило внимание
византийцев на эрулов как на предшественников викингов 839-840-х
гг.? Налицо было внешнее сходство, если учесть старинные описания
эрулов. Это касается цвета их кожи, одежды, окраски их кораблей, и
в частности, варварских языческих обычаев. Особый пассаж у
Прокопия Кесарийского подкреплял такое отождествление и вывод о
том, что они — представители огнепоклонников («Маджуса»
мусульман). В том же направлении подталкивали к отождествлению и
описания их рыже- или русоволосости, как и крупного телосложения и
роста. Наконец, те и другие были воинами-моряками, и они
направлялись на Византию и Средиземноморье как с востока, так и с
запада.
11. Хазарская связь.
Отождествлению с библейским
«народом» (во главе с) князем Рос способствовало уже задолго до
этого господствовавшее мнение о том, что Гог-Магог — хазары или
расположены поблизости от хазар. «Послы» князя Рос в 838 г.
добрались до Византии через Хазарские владения в Крыму.
12. Греческие акценты.
Важно учесть и византийское
правописание самого названия Рос. Чистыми буквами оно пишется
совсем так, как и библейское Рос. Но доныне не обращалось внимание
на особую тонкость греческого языка — так называемые акценты. В
первых сообщениях преобладал другой акцент, чем в библейском
термине. Это показывает, что византийская канцелярия была склонна
подчеркивать, что данный Рос — не обязательно тот же самый, что и
Рос Ветхого Завета. Во-вторых, примечательно, что этот термин
первоначально не подлежал склонению, как и библейский. Только в
более поздние времена вводится склоняемый вид этого названия.
В-третьих, чисто библейский вид слова, т.е. с особым акцентом,
заимствованным от Рос в Ветхом Завете, постепенно появляется в
литературе. Все это, по мнению автора диссертации, указывает на
пристальное, не отвлекающееся от библейского Рос внимание
византийцев к новым носителям грозного имени. |