[ANT.md]  [STRATUM]  [ВАШ]  [PRорыв]  [e-mail]

 

  СОДЕРЖАНИЕ СТАТЬИ

1раздел: Метод и предмет

Византийская архаизация, князья «Рос» и «русые»

Эрулы и «красные» германцы

Народная мифология Причерноморья

Мифология государственная
(Гог-Магог и Готы, Гунны, Русые, 267-395 гг.)

Следы эрулов
(от Ефрема и Старшей Эдды до Византии)

Эрулы-русые в исламских источниках

2 раздел: Контаминация эрульской традиции с традицией «Рос»

Из Византии на арабский запад

Походы Руси на Амастриду и Сурож с запада?

Из Византии на арабский восток

Новинки у ал-Хорезми (846 г.) и амазонки

3 раздел: РОС и РУСЬ

Третья Русь и Ладога

Греческие подтверждения: тавроскифы и рабы-бегуны

Киевские подтверждения

Североевропейское подтверждение: Адам Бременский

Древне-северное подтверждение: Саксон и Снорри

Фонетика Руси

Фонетика Руотси

ЛИТЕРАТУРА

  {STRATUM}

 

 

 
 
/

  НЕСЛАВЯНСКОЕ В СЛАВЯНСКОМ МИРЕ (№5, 1999)


3.3. Греческие подтверждения: тавроскифы и рабы-бегуны

3.3.1.Безымянный писатель из Равенны (VII век) отождествляет Скифию с островом, точнее, со Скандией (Скандинавией), «ибо читаем мы, что в старину из нее вышли готы и даны, точно так, как и гепиды». Кто такие даны, которые издревле вышли, т.е. отправились в походы, с острова Скифии? Имеются в виду эрулы. Другие прозвища — тавроскифы, тавры, таврогунны. Рассматриваются источники по этим названиям до становления Руси. Самое распространенное из них — тавроскифы. Как замечает Птолемей приблизительно в 140 г. н.э.: «У Бега Ахиллеса (обитают) тавроскифы». После знакомства византийцев с Русью эта практика возобновилась: русских зовут тавроскифами (Лев Диакон и др.). Перипл Черного моря указывает, что «в этой местности ныне обитают евдосы, пользуясь готским и таврийским языками». Евдосы — племя юды, юты, ютландцы, жители Ютландии в нынешней Дании. Это указывает, что эрулов называли по-разному, в зависимости от их групповой или племенной принадлежности.

3.3.2. Эрулы были родом из так называемой Крайней Фулы (Ultima Thule), но оказывается, что существовала еще одна Фула, в Крыму: епископа готов, Иоанна Готского, содержали под стражей в Фулах. И Святой Кирилл нашел в Крыму людей, говорящих на фульском языке. Впоследствие преобладала форма Фуллы, с двойным -л-. Как административная единица Фулла исчезла в 1666 г. Но вплоть до наших времен существует топоним Русско-фулей и менее сходные, хотя и слегка уловимые Русскофиль-кале или Русскофлея.

3.3.3. Согласно Житию Константина Философа (т.е. Кирилла), приблизительно в 860 г. в крымском городе Корсуне (Херсонесе) Кирилл нашел книгу, написанную «русскими буквами». Каковы они?

Господствующий сегодня взгляд сводится к тому, что слово роусьскы должно правильно читаться соурьскы «сирийский». Теория сама по себе правдоподобна, но все-таки не убеждает, как и другие теории (болгарская, сирийская, готская школы). Судя по правописанию Кирилла и следуя самому легкому чтению, автор диссертации приходит к выводу, что речь идет о «русых» греках, т.е. «красных».

3.3.4. Пассаж у епископа Титмара из Мерзебурга о Киеве долго расстраивал историков: все жители Киева и Киевщины «состоят из беглых рабов со всех сторон, и множество их из быстрых данов, и они до сих пор противостоят печенегам, которые им много вредили». Оспаривая предшествующие анализы указанного пассажа, обосновывается заключение, что эти слова восходят к стереотипам об эрулах, о «быстрых», бегунах-дромитаи с их рабами, ср. следующее.

3.3.5. У Псевдо-Симеона Магистра встречается утверждение: «Рус, знаменитые Дромитаи, названы по некому могучему Рос, избежав приключений, разрешаемых Богом, или посланных нечистыми духами, которые их захватили». Параллельный текст содержится у писателя Зонара. Следует отвергнуть вывод о том, что Дромитаи означают суда викингов или как-то связаны с Ахилловым Бегом. Как и в предыдущем случае, с Титмаром из Мерзебурга, речь идет о наследии преданий об эрулах — «бегунах».

3.3.6. Равеннский Аноним (прибл. 700 г.) пишет о Дании, что эта страна, которая «рождает мужчин, быстрее всех других народностей». «Эту Данию сейчас зовут страной Нордманнов». Автор диссертации полагает, что и здесь речь идет об эрулах.

3.3.7. Приводится и текст Симеона Магистра (или Метафраста) о нашествии народа Рос, «которых зовут Дромитас», возводящих свои корни к франкам.

3.3.8. Безымянный автор так наз. «Продолжения Феофана» таким же образом пишет о народе Рос, «которых зовут Дромитаи», родом от франков. Это увязывается с известной фантастической легендой о начале франкского народа и о знаменитости последних, но своими корнями восходит к эрульскому наследию.

3.3.9. Лев Диакон явно отождествляет народ Рос с Ахиллесом, говоря, что он «скиф от поселка Мирмекиона возле болот моря Маеотиса», что свойственны ему почти полное отсутствие одежды, «обычай сражаться пешим, красные волосы, синие глаза, ярость, дикость, жестокость» — черты тавроскифов по сей день, согласно Льву, с чем следует сравнить слова Иезекииля о Гог-Магоге, князя Рос, говорит он. В другом пассаже он добавляет, что упомянутые тавроскифы практикуют и человеческие жертвоприношения и что они имеют необыкновенно длинные части тела. Речь идет опять о наследии эрулов.

3.3.10. Оно же сказывается и в использовании названия борцов Ахиллеса, так наз. Мирмидоне. Данное название применялось к мучителям святого Андрея в англо-саксонской поэме, затем и к болгарам, византийским историком Малалой в X веке, а у его коллеги Атталиата — впоследствии и к русским.

3.3.11. Две публичных молитвы патриарха Фотия после нашествия народа Рос на Константинополь в 860 г. многократно подвергались анализу. На этот раз выявляется, что описание пейзажа, откуда прибыли находники, соответствует не Киевщине, а Старой Ладоге с окрестностями. Подчеркивается и утверждение — наставление Фотия о том, что они «без начальства, с оснащением рабов» (первая молитва), «народ, поставляемый наравне с рабами… без вождя»: это можно истолковать как намек на отсутствие самого князя Рос, либо на отсутствие начальства в «эрульском наследии».

 
     

  © Copyright Высшая Антропологическая Школа 2002