|
3.2. Третья Русь и Ладога
3.2.1. Существует целый ряд
мусульманских источников о трех племенах или группировках Руси,
начиная с ал-Балхи в 921 г. Племя ас-Салавия истолковывается как
словене Новгородчины, Куяба — это Киев. А что такое, Арса, Арта,
Ирта, Урта, где «пожирают всех иностранцев»?
3.2.2. Рассматривается
научная литература по данному предмету: эрзя-мордовская версия,
бьярмийская, балтийская, а также чисто литературно-легендарная
(три брата, например, в Начальной летописи о Рюрике, Синеусе,
Труворе, откуда якобы расстановка трех племен).
3.2.3. Автор следует по иному
пути анализа: «Третья Русь», третий «центр Руси» должен быть
расположен где-то под Ростовом или Белоозером, в верхневолжских
поселениях первоначальной Руси, которым свойственен смешанный
скандинавско-прибалтийско-славянский погребальный инвентарь. Так
локализуется «Арса» в исследованиях И. В. Дубова и Д. А.
Мачинского. Ср. Ибн-Хаукаль: «Большинство этих мехов, и самые
драгоценные из них, находятся в стране ар-Рус. К ним и в их земли
они доходят из пределов Гог-Магогов». Именно здесь, на подступах к
Заволочью, вепсы (весь) распространяли слухи о самоедах-сыроедах,
пожирающих всех иноязычных. Само название может отражать вепсскую
лексику, ераз «другой», ерд(ас), ирд(ас), «та сторона, отдаленно,
позади, внешняя сторона». Предлагается видеть под этим названием
Сарское городище в Ростовщине, где, наверно, и сосредоточена так
наз. Мерская Весь. По свидетельству аль-Димашки, «Арта» не
является подлинным названием города. Он, кстати, добавляет
четвертое племя — б.расия, которое уже расшифровалось как
искаженный вид Раус, что в свою очередь отражает греческое «».
3.2.4. Предполагается, что
слова Начальной летописи о братьях Рюрика обусловлены именно
практической полусамостоятельностью Белоозерщины, где «сидела»,
т.е. правила, Весь. Особый статус вельможам данного района,
обеспечивавший право на ценнейшие доходы от добычи пушнины,
вероятно, вошел в исторический договор о том, как установить
контроль варяжских князей над славянскими и финскими племенами и
обустроить Русь.
3.2.5. Покончив с «третьей
Русью», автор диссертации обращается ко «второй», в (Старой)
Ладоге. Давно уже установлено, что этот топоним происходит от
вепсского Алодейоги «нижняя река, река в болотистой местности»,
откуда берет начало более древнее и более похожее
древнескандинавское название Альдейгьюборг. Значимость его доныне
не оценивалась. При допросе в Византии в 839 г., вероятно, на
основе ныне утраченного очерка Кассиодора, которым мы располагаем
только в переработке Иордана и где рассказывалось о болотистой
стране Ойум готов, новопришельцы из Старой Ладоги, естественно,
сообщили бы, что название их поселка означает «поселение,
окружаемое болотом и низкой рекой». Это как раз та картина,
которую изображают арабские источники.
3.2.6. Роль Старой Ладоги
очерчивается так: в скандинавско-прибалтийско-финскую среду
проникают торговцы, ремесленники и т.п. из племени словен, которые
временно одерживают верх, изгоняя скандинавов «за море».
Междоусобица оканчивается тем, что скандинавы (включая многие
наемные войска), вепсы, чудь и союзные с ними славяне
восстанавливают контроль над Старой Ладогой, причем это
сопровождается пожаром. Упрочивается скандинавско-вепсский
симбиоз, о чем свидетельствует, в частности, погребальная культура
IX-X вв. к востоку от самого поселения, на землях Южного
Приладожья (по мнению Мачинского, «колбяги» письменных
источников). В связи с этим привлекает внимание выражение
вепсского языка, еще употребляемого на территории немного
восточнее указанных курганов IX-X вв.: лахтта русиле «поехать на
сезонную работу»; а также на очевидно весьма древнюю повесть о
том, как «всю Русь — Ладогу объехал молодец». Первоначально именно
Ладога прежде всего была Русью.
3.2.7. На фоне вышесказанного
пора оценить слова ал-Мас’уди: «Русь состоит из множества народов,
которые распадаются на разновидные категории. Среди них есть вид
по имени ал-Лаудугана (курсив авт.), и они самые многочисленные.
Они поддерживают торговые отношения со странами ал-Андалус, Римом,
Византией и хазарами».
В другом очерке ал-Мас’уди располагается пассаж о городе Мусаннат,
у Суда Константинополя: «Он преграждает путь тем кораблям
ал-Каудукана и других видов ар-Рус, которые появляются на том
море. Византийцы их зовут Арусия, что обозначает Красных». Имя
ал-Каудукана — лишь чуть-чуть искаженный вид ал-Лаудугана, т.е.
ладожане. Еще в одном пассаже ал-Мас’уди осведомляет историков о
том, что ар-Рус «составляет огромный народ, не слушающий ни
короля, ни закона». Это не соответствует принятой картине Киевской
Руси — хотя речь может идти о первом периоде ее формирования,
когда Аскольд, Дир и Рюрик были довольно самостоятельны по
отношению друг к другу.
3.2.8. Пассаж Начальной
летописи под 6390 (=882) г. соответствует вопросу, кого звали
впервые Русь: «И сидел Олег в Киеве… вместе с ними были варяги и
словене и другие, называющиеся Русь». Как отмечает академик
Д.С.Лихачев, по смыслу слов это не все упомянутые, а только
«другие», которых звали Русь.
3.2.9. В рукописи начала XVII
века «О начале Русской земли» излагается легенда, согласно которой
три князя Великосан, Асан и Авехасан правили над словенами и
русью, но после опустошения страны от чумы уцелевшие жители
переместились в Белое озеро «и стали называться Весью».
3.2.10. Старая Ладога, где
Русь и Весь могли впервые объединиться, в «Саге о Хрольве
Пешеходе» рассматривается как город, находившийся под властью
правителей, среди которых одним из первых назван Раудбарт —
«Рыжебородый». |