|
1.6. Следы эрулов
(от Ефрема и Старшей Эдды до Византии)
1.6.1. Наследие традиций об
эрулах прослеживается в различных источниках. В середине IV века
н.э. проповедник Ефрем Сирин упоминает о «русых» (росайе) как о
народе. Очевидно, речь идет о настоящем народе, имеющем сношения с
Византией в IV веке н.э.
1.6.2. Другой сириец,
Псевдо-Захарий в 555 г. перечисляет народы к северу от Кавказа,
включая Хрус (Hrws), описываемых им в качестве соседей и партнеров
амазонок, настолько тяжелых, что кони не могли их нести. На основе
параллельного арабского текста у ад-Динавари (895 г.)
доказывается, что под «Хрус» Пс.-Захария имеются в виду как раз
«русые», голубоглазые соседи — партнеры амазонок, воины-пешеходы,
слишком тяжелые для лошадей — характеристика, восходящая к эрулам.
1.6.3. От современника
последнего сирийца, Иордана (около 550 г.) приобретаем данные о
«генс» (племени, роде) Росомонес. За неверность и предательство их
преследует и казнит готский царь Германарих (350-375 г.). Имена
представителей этой группы у Иордана, Снорри и Саксона — явно
скандинавские. Рос — безукоризненно объясняется готским словом
раус «камыш», а вероятнее всего, цветообозначением.
1.6.4. Росмо-горы появляются
также в древнескандинавском Атлаквида («Песнь об Атли/Аттиле»).
Уже более ста лет название Росмо- объясняется древненемецким
цветообозначением rosamo = «красно-коричневый». Обсуждается
близость и возможная родственность между эрулами и бургундами, ибо
обе группы разделялись на западную и восточную ветви, они были
тесно связаны друг с другом, имели общие корни (бургунды от
Боргундархольма, сегодняшнего Борнхольма, вокруг которого
сосредоточивались и эрулы), и самый термин «бургунд» стал как раз
цветообозначением «красно-коричневый».
1.6.5. Согласно новейшим
исследованиям (Гшвантлер), и название Росомонес толкуется как
«красные», возможно и «быстрые», об эрулах. Быстрота эрулов
кажется связанной со «священным» их опьянением (наверное, от
красного мухомора) когда они сражались во главе с Одином,
буквально «Ожесточенным». Прозвище «(х)эрулы», кстати, хорошо
перекликается с титулом Одина Херела «военачальник», от her
«войско» (ср. также глагол herja «опустошать»). Оттенок
«недоверчивы», «коварны» в качестве изначального смысла их
«красноты», отвергается как вторичное осмысление. Приводится
немецкое стихотворение о рыцаре Вигалоисе, противником которого
является «красный рыцарь», от «красного, воспаленного» цвета
бороды и волос его: «О таких (людях) я слыхал, что они имеют
сердца недоверчивые» («коварные»), согласно поэту.
1.6.6. В повествовании
Иордана одна подробность заслуживает особого внимания: увидев, что
«росомонская» (эрульская) его жена окрашивает себе волосы,
Германарих ее сразу же убивает жестоким образом. Окрашивание волос
красным цветом было как раз эрульским военным обычаем. Важность
цвета подчеркивается и описанием одного из братьев убитой женщины,
по имени Эрпр (буквально «красно-коричневый») в «Речах Хамдира»
(Старшая Эдда).
1.6.7. В разных
древнескандинавских стихах, собранных в так наз. Старшей Эдде, еще
ярче подчеркивается социальное значение красного цвета у эрулов, в
их одеждах и шлемах, «в золоте красном» («Песнь об Атли», «Речи
Хамдира», «Вторая песнь об Атли», «Вторая песнь о Гудрун»,
«Подстрекательство Гудрун»). В «Ригстуле» говорится, что из трех
социальных классов невольники — смугло-черные, свободные —
рыже-красные, а ярлы — русоволосые, румяные (щеками).
1.6.8. Выясняется, что эрулы
в «Эдде» хорошо засвидетельствованы под своим названием «ярлар»
(«Речи Хамдира», «Подстрекательство Гудрун», «Первая песнь о
Гудрун», «Речи Высокого», «Песнь о Хабарде»). С одним исключением,
они выступают во множественном числе, и таким образом, выделяются
в обособленную группу. Ярлунгаланд — «страна ярлов (эрулов?)»
упомянута в «Саге о Тидреке» (эпический Теодорих, король готов в
Италии).
1.6.9. Собственно в эпоху
викингов наследие «красной традиции» прослеживается в выражениях
вроде раудавикингр букв. «красный, т.е. особенно лютый викинг»,
раударан «грабеж с насилием», раудагалинн «красно-сумасшедший».
Один, как замечалось — Раудаграни, «Краснобородый». «Красный»,
кстати, не полностью передает значение древнескандинавского слова,
которое носит оттенок блеска, воспаленности, пламенного характера.
1.6.10. Эта «краснота»,
отмечаемая византийцами, воспринималась как признак предрекаемых
спасителей империи и христианства. За несколько десятков лет до
посещения Византии первыми «русскими» в 838 г. в Сицилии появился
«пророк», говорящий о том, что спасет Византию «русый народ».
1.6.11. Оказывается, что сами
византийцы воспринимали и собственно русских как русых. В качестве
примеров приводятся отрывки из византийских авторов Геродиана и
Москопа, из рукописи в Афонском монастыре о казаках — «русых», а
также из другой рукописи и актовых материалов монастыря, Книги «О
церемониях» Константина Багрянородного, Лиудпранда, как и в
новейшем словоупотреблении.
1.6.12. Наконец, обсуждается
так наз. Каппадокийское завещание, приписываемое Александру
Македонскому, где среди покоренных им народностей упоминается и
народ «русых». Из контекста явствует, что они представлялись как
обитатели территорий неподалеку от Кавказа. Датировка —
приблизительно VIII век.
|