|
3.3. Греческие подтверждения: тавроскифы и рабы-бегуны
3.3.1.Безымянный писатель из
Равенны (VII век) отождествляет Скифию с островом, точнее, со
Скандией (Скандинавией), «ибо читаем мы, что в старину из нее
вышли готы и даны, точно так, как и гепиды». Кто такие даны,
которые издревле вышли, т.е. отправились в походы, с острова
Скифии? Имеются в виду эрулы. Другие прозвища — тавроскифы, тавры,
таврогунны. Рассматриваются источники по этим названиям до
становления Руси. Самое распространенное из них — тавроскифы. Как
замечает Птолемей приблизительно в 140 г. н.э.: «У Бега Ахиллеса
(обитают) тавроскифы». После знакомства византийцев с Русью эта
практика возобновилась: русских зовут тавроскифами (Лев Диакон и
др.). Перипл Черного моря указывает, что «в этой местности ныне
обитают евдосы, пользуясь готским и таврийским языками». Евдосы —
племя юды, юты, ютландцы, жители Ютландии в нынешней Дании. Это
указывает, что эрулов называли по-разному, в зависимости от их
групповой или племенной принадлежности.
3.3.2. Эрулы были родом из
так называемой Крайней Фулы (Ultima Thule), но оказывается, что
существовала еще одна Фула, в Крыму: епископа готов, Иоанна
Готского, содержали под стражей в Фулах. И Святой Кирилл нашел в
Крыму людей, говорящих на фульском языке. Впоследствие преобладала
форма Фуллы, с двойным -л-. Как административная единица Фулла
исчезла в 1666 г. Но вплоть до наших времен существует топоним
Русско-фулей и менее сходные, хотя и слегка уловимые
Русскофиль-кале или Русскофлея.
3.3.3. Согласно Житию
Константина Философа (т.е. Кирилла), приблизительно в 860 г. в
крымском городе Корсуне (Херсонесе) Кирилл нашел книгу, написанную
«русскими буквами». Каковы они?
Господствующий сегодня взгляд
сводится к тому, что слово роусьскы должно правильно читаться
соурьскы «сирийский». Теория сама по себе правдоподобна, но
все-таки не убеждает, как и другие теории (болгарская, сирийская,
готская школы). Судя по правописанию Кирилла и следуя самому
легкому чтению, автор диссертации приходит к выводу, что речь идет
о «русых» греках, т.е. «красных».
3.3.4. Пассаж у епископа
Титмара из Мерзебурга о Киеве долго расстраивал историков: все
жители Киева и Киевщины «состоят из беглых рабов со всех сторон, и
множество их из быстрых данов, и они до сих пор противостоят
печенегам, которые им много вредили». Оспаривая предшествующие
анализы указанного пассажа, обосновывается заключение, что эти
слова восходят к стереотипам об эрулах, о «быстрых»,
бегунах-дромитаи с их рабами, ср. следующее.
3.3.5. У Псевдо-Симеона
Магистра встречается утверждение: «Рус, знаменитые Дромитаи,
названы по некому могучему Рос, избежав приключений, разрешаемых
Богом, или посланных нечистыми духами, которые их захватили».
Параллельный текст содержится у писателя Зонара. Следует
отвергнуть вывод о том, что Дромитаи означают суда викингов или
как-то связаны с Ахилловым Бегом. Как и в предыдущем случае, с
Титмаром из Мерзебурга, речь идет о наследии преданий об эрулах —
«бегунах».
3.3.6. Равеннский Аноним
(прибл. 700 г.) пишет о Дании, что эта страна, которая «рождает
мужчин, быстрее всех других народностей». «Эту Данию сейчас зовут
страной Нордманнов». Автор диссертации полагает, что и здесь речь
идет об эрулах.
3.3.7. Приводится и текст
Симеона Магистра (или Метафраста) о нашествии народа Рос, «которых
зовут Дромитас», возводящих свои корни к франкам.
3.3.8. Безымянный автор так
наз. «Продолжения Феофана» таким же образом пишет о народе Рос,
«которых зовут Дромитаи», родом от франков. Это увязывается с
известной фантастической легендой о начале франкского народа и о
знаменитости последних, но своими корнями восходит к эрульскому
наследию.
3.3.9. Лев Диакон явно
отождествляет народ Рос с Ахиллесом, говоря, что он «скиф от
поселка Мирмекиона возле болот моря Маеотиса», что свойственны ему
почти полное отсутствие одежды, «обычай сражаться пешим, красные
волосы, синие глаза, ярость, дикость, жестокость» — черты
тавроскифов по сей день, согласно Льву, с чем следует сравнить
слова Иезекииля о Гог-Магоге, князя Рос, говорит он. В другом
пассаже он добавляет, что упомянутые тавроскифы практикуют и
человеческие жертвоприношения и что они имеют необыкновенно
длинные части тела. Речь идет опять о наследии эрулов.
3.3.10. Оно же сказывается и
в использовании названия борцов Ахиллеса, так наз. Мирмидоне.
Данное название применялось к мучителям святого Андрея в
англо-саксонской поэме, затем и к болгарам, византийским историком
Малалой в X веке, а у его коллеги Атталиата — впоследствии и к
русским.
3.3.11. Две публичных молитвы
патриарха Фотия после нашествия народа Рос на Константинополь в
860 г. многократно подвергались анализу. На этот раз выявляется,
что описание пейзажа, откуда прибыли находники, соответствует не
Киевщине, а Старой Ладоге с окрестностями. Подчеркивается и
утверждение — наставление Фотия о том, что они «без начальства, с
оснащением рабов» (первая молитва), «народ, поставляемый наравне с
рабами… без вождя»: это можно истолковать как намек на отсутствие
самого князя Рос, либо на отсутствие начальства в «эрульском
наследии». |