|
3 раздел: РОС и РУСЬ
3.1. Арабские и другие
подтверждения: амазонки и нагие русые
3.1.1. С этим целостным
подходом указывается и отрывок произведения ибн-Русте от 922 г. В
этом источнике сохраняются во многом более ранние наблюдения,
восходящие к временам, предшествующим установлению
государственности на Руси. Предполагается, что эти сведения
почерпнуты из утраченного очерка ал-Джарми или другого араба в
842-847 гг. У ибн-Русте засвидетельствованы, кстати, опять же не
русские, как заявляют историки по сей день, а «русые». А
описываемому ландшафту соответствует лучше всего Старая Ладога.
3.1.2. Морские амазонки,
указанные у ал-Хорезми, появляются и у ряда других писателей,
причем не только арабских, и это показывает, что речь идет не
только о литературном предмете, а об укоренившемся на севере
сюжете. Приводятся Сухраб, ал-Мунаджджим, Ибн Я’куб, ал-Идриси,
ал-Магриби, ал-Казвини (с изложением сведений посла испанских
мусульман в Германию ат-Тартуши в X веке), а также свидетельства
древнерусской Начальной летописи (как более «литературное явление»
XII века), дополнение к переводу Орозия английского короля
Альфреда Великого (конец IX в.), а также произведения
древнескандинавской литературы и (см. ниже) Адама Бременского.
«Последние амазонки» — на самом деле крайне северны, ибо
встречаются на побережье Ледовитого океана в русском произведении
от 1772 г.
3.1.3. Персидский поэт Низами
Гянджеви часто «играет словами» по поводу русого, красного облика
русских. Есть у него и намек на Страшный суд в связи с русскими, в
качестве ссылки на их апокалиптическую роль.
3.1.4. Низами Гянджеви
наследовал и традицию о эрулах: русские «все красноваты лицом и
сини очами», они «шагом так тверды и решительны, что один равен
целой армии», они вызывают Страшный суд в мире, а в частности —
они без оружия и без одежды, сражаются пешими, им не свойственно
послушание одному королю. |