[ANT.md]  [STRATUM]  [ВАШ]  [PRорыв]  [e-mail]

 

  СОДЕРЖАНИЕ СТАТЬИ

1раздел: Метод и предмет

Византийская архаизация, князья «Рос» и «русые»

Эрулы и «красные» германцы

Народная мифология Причерноморья

Мифология государственная
(Гог-Магог и Готы, Гунны, Русые, 267-395 гг.)

Следы эрулов
(от Ефрема и Старшей Эдды до Византии)

Эрулы-русые в исламских источниках

2 раздел: Контаминация эрульской традиции с традицией «Рос»

Из Византии на арабский запад

Походы Руси на Амастриду и Сурож с запада?

Из Византии на арабский восток

Новинки у ал-Хорезми (846 г.) и амазонки

3 раздел: РОС и РУСЬ

Третья Русь и Ладога

Греческие подтверждения: тавроскифы и рабы-бегуны

Киевские подтверждения

Североевропейское подтверждение: Адам Бременский

Древне-северное подтверждение: Саксон и Снорри

Фонетика Руси

Фонетика Руотси

ЛИТЕРАТУРА

  {STRATUM}

 

 

 
 
/

  НЕСЛАВЯНСКОЕ В СЛАВЯНСКОМ МИРЕ (№5, 1999)


3.2. Третья Русь и Ладога

3.2.1. Существует целый ряд мусульманских источников о трех племенах или группировках Руси, начиная с ал-Балхи в 921 г. Племя ас-Салавия истолковывается как словене Новгородчины, Куяба — это Киев. А что такое, Арса, Арта, Ирта, Урта, где «пожирают всех иностранцев»?

3.2.2. Рассматривается научная литература по данному предмету: эрзя-мордовская версия, бьярмийская, балтийская, а также чисто литературно-легендарная (три брата, например, в Начальной летописи о Рюрике, Синеусе, Труворе, откуда якобы расстановка трех племен).

3.2.3. Автор следует по иному пути анализа: «Третья Русь», третий «центр Руси» должен быть расположен где-то под Ростовом или Белоозером, в верхневолжских поселениях первоначальной Руси, которым свойственен смешанный скандинавско-прибалтийско-славянский погребальный инвентарь. Так локализуется «Арса» в исследованиях И. В. Дубова и Д. А. Мачинского. Ср. Ибн-Хаукаль: «Большинство этих мехов, и самые драгоценные из них, находятся в стране ар-Рус. К ним и в их земли они доходят из пределов Гог-Магогов». Именно здесь, на подступах к Заволочью, вепсы (весь) распространяли слухи о самоедах-сыроедах, пожирающих всех иноязычных. Само название может отражать вепсскую лексику, ераз «другой», ерд(ас), ирд(ас), «та сторона, отдаленно, позади, внешняя сторона». Предлагается видеть под этим названием Сарское городище в Ростовщине, где, наверно, и сосредоточена так наз. Мерская Весь. По свидетельству аль-Димашки, «Арта» не является подлинным названием города. Он, кстати, добавляет четвертое племя — б.расия, которое уже расшифровалось как искаженный вид Раус, что в свою очередь отражает греческое «».

3.2.4. Предполагается, что слова Начальной летописи о братьях Рюрика обусловлены именно практической полусамостоятельностью Белоозерщины, где «сидела», т.е. правила, Весь. Особый статус вельможам данного района, обеспечивавший право на ценнейшие доходы от добычи пушнины, вероятно, вошел в исторический договор о том, как установить контроль варяжских князей над славянскими и финскими племенами и обустроить Русь.

3.2.5. Покончив с «третьей Русью», автор диссертации обращается ко «второй», в (Старой) Ладоге. Давно уже установлено, что этот топоним происходит от вепсского Алодейоги «нижняя река, река в болотистой местности», откуда берет начало более древнее и более похожее древнескандинавское название Альдейгьюборг. Значимость его доныне не оценивалась. При допросе в Византии в 839 г., вероятно, на основе ныне утраченного очерка Кассиодора, которым мы располагаем только в переработке Иордана и где рассказывалось о болотистой стране Ойум готов, новопришельцы из Старой Ладоги, естественно, сообщили бы, что название их поселка означает «поселение, окружаемое болотом и низкой рекой». Это как раз та картина, которую изображают арабские источники.

3.2.6. Роль Старой Ладоги очерчивается так: в скандинавско-прибалтийско-финскую среду проникают торговцы, ремесленники и т.п. из племени словен, которые временно одерживают верх, изгоняя скандинавов «за море». Междоусобица оканчивается тем, что скандинавы (включая многие наемные войска), вепсы, чудь и союзные с ними славяне восстанавливают контроль над Старой Ладогой, причем это сопровождается пожаром. Упрочивается скандинавско-вепсский симбиоз, о чем свидетельствует, в частности, погребальная культура IX-X вв. к востоку от самого поселения, на землях Южного Приладожья (по мнению Мачинского, «колбяги» письменных источников). В связи с этим привлекает внимание выражение вепсского языка, еще употребляемого на территории немного восточнее указанных курганов IX-X вв.: лахтта русиле «поехать на сезонную работу»; а также на очевидно весьма древнюю повесть о том, как «всю Русь — Ладогу объехал молодец». Первоначально именно Ладога прежде всего была Русью.

3.2.7. На фоне вышесказанного пора оценить слова ал-Мас’уди: «Русь состоит из множества народов, которые распадаются на разновидные категории. Среди них есть вид по имени ал-Лаудугана (курсив авт.), и они самые многочисленные. Они поддерживают торговые отношения со странами ал-Андалус, Римом, Византией и хазарами».
В другом очерке ал-Мас’уди располагается пассаж о городе Мусаннат, у Суда Константинополя: «Он преграждает путь тем кораблям ал-Каудукана и других видов ар-Рус, которые появляются на том море. Византийцы их зовут Арусия, что обозначает Красных». Имя ал-Каудукана — лишь чуть-чуть искаженный вид ал-Лаудугана, т.е. ладожане. Еще в одном пассаже ал-Мас’уди осведомляет историков о том, что ар-Рус «составляет огромный народ, не слушающий ни короля, ни закона». Это не соответствует принятой картине Киевской Руси — хотя речь может идти о первом периоде ее формирования, когда Аскольд, Дир и Рюрик были довольно самостоятельны по отношению друг к другу.

3.2.8. Пассаж Начальной летописи под 6390 (=882) г. соответствует вопросу, кого звали впервые Русь: «И сидел Олег в Киеве… вместе с ними были варяги и словене и другие, называющиеся Русь». Как отмечает академик Д.С.Лихачев, по смыслу слов это не все упомянутые, а только «другие», которых звали Русь.

3.2.9. В рукописи начала XVII века «О начале Русской земли» излагается легенда, согласно которой три князя Великосан, Асан и Авехасан правили над словенами и русью, но после опустошения страны от чумы уцелевшие жители переместились в Белое озеро «и стали называться Весью».

3.2.10. Старая Ладога, где Русь и Весь могли впервые объединиться, в «Саге о Хрольве Пешеходе» рассматривается как город, находившийся под властью правителей, среди которых одним из первых назван Раудбарт — «Рыжебородый».

 
     

  © Copyright Высшая Антропологическая Школа 2002