[ANT.md]  [STRATUM]  [ВАШ]  [PRорыв]  [e-mail]

 

  СОДЕРЖАНИЕ СТАТЬИ

1раздел: Метод и предмет

Византийская архаизация, князья «Рос» и «русые»

Эрулы и «красные» германцы

Народная мифология Причерноморья

Мифология государственная
(Гог-Магог и Готы, Гунны, Русые, 267-395 гг.)

Следы эрулов
(от Ефрема и Старшей Эдды до Византии)

Эрулы-русые в исламских источниках

2 раздел: Контаминация эрульской традиции с традицией «Рос»

Из Византии на арабский запад

Походы Руси на Амастриду и Сурож с запада?

Из Византии на арабский восток

Новинки у ал-Хорезми (846 г.) и амазонки

3 раздел: РОС и РУСЬ

Третья Русь и Ладога

Греческие подтверждения: тавроскифы и рабы-бегуны

Киевские подтверждения

Североевропейское подтверждение: Адам Бременский

Древне-северное подтверждение: Саксон и Снорри

Фонетика Руси

Фонетика Руотси

ЛИТЕРАТУРА

  {STRATUM}

 

 

 
 
/

  НЕСЛАВЯНСКОЕ В СЛАВЯНСКОМ МИРЕ (№5, 1999)


1.7. Эрулы-русые в исламских источниках

Эрульское наследие выявляется и в средневековой культуре мусульман. Автором предлагается новый перевод и рассматривается ряд отрывков из исламских источников.

1.Безымянный автор (прибл. 685 г.).

Приводится отрывок из изученной автором рукописи Британской Библиотеки Адд. 5928 о том, что жители некой страны С-д-рха (видимо, от Самарканда) — «великаны, с такими длинными языками (!), что никто их никогда не видел верхом». Предположительно, автор этой рукописи — ал-Хасан ал-Басри.

2. Тот же автор, из той же рукописи.

Описываются соседи амазонок как голубоглазые, весьма волосатые, отважные и чрезвычайно высокие.

3. Там же.

Амазонки свидетельствуют о том, что их мужчины — мореплаватели, храбры, жестоки.

4. Там же.

Говорится, что амазонки очень высоки ростом, с тяжелым телосложением, черты их лиц красные, русые и синие.

5. Рукопись второго безымянного автора — араба-мориска (содержание которой восходит к Ибн Ан’ум, VIII век): жители Хорасана — «великаны с такими длинными копьями, что никто их никогда не видел верхом».

6. Рукопись безымянного араба-арагонца (без датировки).
Покончив со строением Вала, Александр Македонский покидает Гог-Магог и встречает «народ красного цвета с красными волосами, где мужчины и женщины проживают обособленно друг от друга», а потом в связи с Ферганой и Самаркандом встречают еще один «народ с (крупными) телами, красивый».

7. Рукопись так наз. Нихаяту л-Араб (безымянная, без датировки).

В стране славян «в Океане» Александр Македонский встречается «с народом с красными лицами и рыжими волосами, имеющим (крупные) тела и крепость телосложения». Их король впоследствии верно служит и помогает Александру.

8. Ал-Ша’би (прибл.700 г.).

В районе Гог-Магога Александр Македонский видит «народ с красными волосами и синими очами». Они повествуют про Гог-Магог, чем те питаются: «Каждую весну океан выбрасывает ради них две рыбы». Это указание на китов, которые в самом деле «выбрасываются» как раз весной на побережья, например, Фарерских островов, преследуемые зубастым китом-касаткой.

9. Ал-Динавари (около 895).

Покончив с построением своего Вала, таким образом, отделив Гог-Магога от других, Александр Македонский находит «племя красного цвета, с рыжими волосами, среди которых мужчины и женщины обитают обособленно друг от друга», а потом в связи с Самаркандом и Ферганой «увидел народ крупного телосложения, а красивый».

10. Ал-Масуди (910 г.).

«(Что касается) ар-Рус, то греки их называют Арусия, что означает «Красные».

11. Там же.

В «реке Мэотис» (= Азовское море) проходит кит, два раза за один год, и жители пользуются им. Двухразовое появление — искажение известия о ките (преследуемом касаткой).

12. Ибн-Фадлан (922 г.).

В знаменитой повести посла халифа особого внимания заслуживает пассаж о великане, побывавшем у царя волжских болгар. Названный представителем Гог-Магога, он истолковывается автором диссертации как «пугало» для посла халифа и вообще арабов, о котором рассказывали для того, чтобы сохранить монополию болгар на северную торговлю и обеспечить им финансовую поддержку со стороны халифа.

В еще более известном пассаже о «русских» до сих пор не уделялось внимание тому факту, что их зовут не «ар-Рус», а «ар-Русия», от греческого ««», т.е. «красные». О них ибн-Фадлан свидетельствует, что они «похожи на пальмы, рыжи, красны лицом, белы телом…». Очевидно, посол халифа был намерен заранее осведомиться именно, о «красных». Он отмечает специально, что «красных» среди болгар он не видал.

13. Ал-Хасан ал-Басри (?).

Здесь мы находим, так сказать, первоисточник ибн-Фадлана, в сообщении аль-Хасана о том, что некоторые представители Гог-Магога ростом с пальму, волосаты, и их питание — огромная рыба, доставляемая им весенними дождями. Проживают они где-нибудь на севере, на побережье Океана, и как кажется, на полуострове, отделяемом высокими, голыми горами от более южных и цивилизованных людей. Они голы.

14. Ибн-Фадлан.

В письме, якобы от народностей Вису (предки нынешних вепсов), передаваемом послом халифа ибн-Фадланом, вновь отмечены Гог-Магог на побережье Океана за морем и горами, питающиеся мясом китов. Очевидно, речь здесь идет о жителях северной Норвегии. Ибн-Фадлан сообщает при этом об их наготе. Отлично зная мусульманских классиков, включая ал-Басри, ибн-Фадлан писал, видимо, то, что хотелось бы прочесть главе верующих, т.е. халифу.

15. Ал-Фирдоуси (1050 г.).

В своем всемирно знаменитом эпическом произведении «Шахнаме» крупнейший персидский поэт ал-Фирдоуси упоминает о народе Хрум (т.е. Рум, Византия), но есть основание предполагать, что речь на самом деле идет о народе Хрус. Здесь воины с «красными волосами» и «желтыми лицами» совершают типичный германский ритуал — бьют в щиты своими мечами.

16. Амир Хосров (1300 г.).

Согласно этому поэту, Александр Македонский со своими соратниками добирается до места в Океане, где невозможно дальше продвинуться. Ему является небесный вестник Суруш (= ангел Джабраил, Гавриил, по иранским шиитским верованиям), чтобы оказать свою помощь. Герой достигает самого дна Океана, и Суруш появляется еще раз. Александр встречает «морских людей» с красными лицами и большими бородами, но без волос на голове. Они упрекают Александра за то, что он жаден и нарушает их покой. Истолковывается этот пассаж автором в качестве исторического воспоминания о «красных Морских людях» — эрулах.

17. Наджиб Хамадани, Амин Рази.

Эти два персидских поэта (писавшие, приблизительно в 1180 г. и в 1593 г.) оставили скудные известия. Первый заявляет, что ар-Рус обитают на острове или полуострове, высоки ростом, с белыми телами и красными лицами. Второй же — что они без исключения имеют красные волосы, огромный рост, белые тела.

18. Низами Гянджеви (1199 г.).

По словам этого знаменитого поэта, русские — «красны лицом» настолько, что они похожи на огонь священной печи зороастрийцев.

19. Абу-Мансур (980 г., или, может быть, 1050 г.?).

Согласно Абу-Мансуру, славяне — «племя красного цвета, с рыже-русыми волосами».

20 Ал-Марвази (около1130 г.).

В географическом очерке этого автора есть ссылка, почерпнутая из другого сочинения о том, что за Китаем проживает «народ с рыжим цветом кожи и красными волосами». Он сомневается в правильности этого сообщения, поскольку «рыжие черты и красные волосы производятся крайним холодом и отсутствием жары, как обстоит дело у славян и ар-Рус».

21. Ал-Димашки (1310).

В Северном Ледовитом океане «расположен большой остров, заселенный мужчинами большого роста, с кожей и волосами русого цвета, с синими глазами, никакого языка не понимающими». В другом месте он зовет византийцев «желтыми мужами». Любопытно, что, согласно ал-Димашки, ар-Рус обитает на множестве островов в Азовском море, откуда они совершают свои набеги на хазар.

22. Употребления прозвища «русые» у арабов.

Очень рано мы встречаем этноним ар-Русия, что истолковывается как «красные». Первый пример — текст ибн-Русте, датируемый автором до 860 г. Другие, наряду с формой ар-Рус — Ибн Хаукаль в 977 г., ибн-Мискавейх около 1000 г., ал-Хамадани до 1100 г., ибн-ал-Атир в 1231 г., ибн-Хальдун около 1380 г., Абу л-Фида. Форма, встречаемая у ал-Магриби и ал-Димашки, — ар-Русия в качестве столицы народа ар-Рус. У географа ал-Идриси ар-Рус — народ, ар-Русия — этнос и территория. По позднему географу ибн-Ияс, ар-Рус — тюркский народ, во вредных для здоровья землях поблизости от славян, проживающий на острове или полуострове, с рыжим цветом тела, желтыми волосами и крупным телосложением.

23. Ал-Ахтал (от 610-620 г. н.э.?).

Кратчайшим образом отмечает «толпу красных славян».

Итак, обнаруживается, что господствующие доныне переводы ибн-Фадлана, ибн-Русте, ибн-Хаукаля и других авторов о «русских», во многих случаях ошибочны. Дословно речь нередко идет о «русых» (по-арабски ар-Русия, от греческого hoi rousioi). Определенные части содержания всех вышеупомянутых источников принадлежат одной и той же традиции, восходящей к эпохе до Великого переселения народов. Мусульманские верования о пресловутых, связанных со Страшным судом, народах Гог-Магог восходят к нашествиям гуннов (черноватых, низкого роста, с круглыми лицами) и их союзников — эрулов (красных, русых, голубоглазых, ростом с пальму). Автор отрицает и «буквальное» чтение текста ибн-Фадлана, как чистое описание фактов, без учета литературного, историко-мифологического наследия, так как последний был хорошо знаком с более ранними текстами о Гог-Магогах «ростом с пальму» и т.п.
24. Изобразительное искусство мусульман.

Хотя существуют живописные изображения уродливых северных чудовищ, при этом именно красного цвета, но на этом основании не стоит делать каких-либо выводов о связи с традицией об эрулах.

25. Прокопий Кесарийский о славянах, и проч. Подобные сведения появляются иногда и у немусульманских писателей. Прокопий Кесарийский описывает венетов и антов (т.е. славян) так: «все чрезвычайно высокие, воинственные, тела их ни очень светлы или белокуры, ни склонны к темному типу, но все чуть-чуть рыжие цветом». В «Повести временных лет» Владимир Мономах описывается как «лицом красен» с волосами рыжими и красно-белокурыми. Как и в других подобных, более поздних княжеских характеристиках, можно видеть здесь наиболее поздние переживания эллинистически-византийской традиции описания северных воинов и вождей.

 
     

  © Copyright Высшая Антропологическая Школа 2002