|
2.2. Из Византии на арабский запад
2.2.1. Послы 839 г. — куда
дальше?
До сих пор Бертинские Анналы,
сообщающие под 839 годом о послах «народа рос», посетивших
Византию в 838 году, а затем оказавшихся в Ингельгейме у
императора франков, трактуются без учета возможного вклада
современных им арабских писателей. Интерес историков к поездке
«послов» в Ингельгейм — огромен, но пока почти никто не обращал
внимания на, буквально говоря, дальнейшее: куда отправились затем
византийские представители и какие выявляются следы их в
сохраняющейся литературе?
2.2.2. Ал-Маккари.
У испанского автора
ал-Маккари встречается такой след — буквально описание как морских
нашествий викингов на Испанию, так и продолжения того же
византийского посольства к мусульманскому правителю Испании. Послы
изыскивали военную помощь со стороны мусульман Испании против
общих врагов и испанских мусульман, и византийцев — мусульман
Багдадского халифата. Это сотрудничество оказалось практически
несостоятельным. Единственным возможным результатом этого
посольства осталась поездка поэта-дипломата Яхьи ал-Газала к
императору Византии, состоявшаяся позднее — в 839 г. или,
наверное, в 840 г.
2.2.3. Понятие «ал-Маджус».
Исходя из слов ал-Маккари о
том, что «таким образом связь установилась между ними», т.е. между
императором Византии и правителем Испании, автор диссертации
рассматривает термин «ал-Маджус» в качестве возможного следа или
отголоска от первых переговоров ал-Газала с византийским
басилевсом. Ал-Маджус условно переводится как «огнепоклонники», но
точнее означает зороастрийцев. Но почему этот термин применен к
викингам, которые ни зороастрийцами, ни огнепоклонниками не
являлись? Отказавшись от других возможных решений вопроса, автор
диссертации заключает, что термин отражает сведения, полученные из
уст греков послом Яхьей ал-Газалом в 840 г. Когда начались
вторжения викингов со стороны Океана во владения Умайядов Испании,
то того же Яхью ал-Газала послали к королю ал-Маджуса, вероятнее
всего, в г. Дублин в Ирландии, завоеванной викингами. Показательно
то, что он сообщает, вернувшись назад. Все еще называя их
ал-Маджус, используя это слово как этнографический термин,
ал-Газал свидетельствует о том, что они оставили религию
ал-Маджус, огнепоклонничество, как и «ту религию, которую они
исповедовали раньше» — кроме жителей островов к северу от
посещаемой им страны.
Королева страны ал-Маджус, «Нуд» по Яхье ал-Газалу,
отождествляется с викингской королевой Ауд в Дублине. И в словах
его о «самой отдаленной изо всех стране Божьей, где прохода нет
тому, кто добирается туда», ощущается отголосок легенды о
Гог-Магоге и подходящих слов Корана.
2.2.4. Ибн-Дихья и ибн-Хаян.
Обращаясь вновь к ал-Маккари,
автор диссертации выявляет намек на итоги посольства в
мусульманскую Испанию. У ибн-Дихья говорится, что Яхья ал-Газал
был послан в страну аль-Маджус, и добавляется непосредственно
затем, по ибн-Хаяну, что мусульманский владыка Испании послал его
к царю в Византию, «и его повесть ему поразила, итак тревога его
(= царя) утихла». Отсюда явствует, что правительство Кордовы само
заинтересовалось как улучшением знаний о викингах, так и мирными
отношениями с ними, причем потом сумело успокоить и своего
союзника, царя греков.
2.2.5. Пророчества христиан.
Три греческих версии так наз.
Видения Псевдо-Мефодия Патарского и особые версии близкого ему
Апокалипсиса Святого Петра (записанного по-арабски, по-сирийски и
по- эфиопски) описывают злую судьбу православной империи под
натиском измаилитов, хотя предсказывается затем и резкое
изменение: «однако тогда откроются врата севера, и появятся силы
тех народов, которые были заперты внутри их. Весь мир придет в
ужас от их внешнего облика. Испугаются люди, убегая и скрываясь на
горах, в пещерах и в гробницах. Ибо народы, приступающие с севера,
кормятся человеческим мясом и выпивают кровь от животных и
всяческого нечистого». Вопреки оформлению данной легенды в
качестве пророчества, в ней обнаруживаются ссылки на исторические
корни в событиях царствования Михаила III и появлении народа Рос.
Продолжается пророчество Лже-Мефодия тем, что народам севера даже
удается покорить город Иоппе (сегодняшную Яффу в Израиле), но семь
лет спустя после этого посылает Бог высочайшего ангела (которого
все греки знают по не названному здесь его имени Михаил), и ангел
их всех тотчас уничтожает. Как постыдные обычаи питания данного
народа, так и пророчество о Палестине и истреблении их там ангелом
— все это взято из легенды о Гог-Магоге и князе Рос. В одной
латинской версии, а также и в славянской, названы и Гог, и Магог.
Все эти версии Видения и Апокалипсиса Святого Петра автор
диссертации связывает с уже упомянутыми византийскими источниками
о помощи со стороны «русых народов» севера. Роль северян,
предопределенная двойным значением их наименования («русые» и рос)
— апокалиптична.
2.2.6. Легенда о народе рос
до 842 г.
Безымяный автор так наз.
«Продолжения Феофана» предоставляет ученым легенду об Иоанне
Грамматике, патриархе Константинополя до снятия его в 842 или 843
г.: во время разорения империи со стороны «поганого (языческого) и
жестокого народа», он приказывает воздвигнуть трехголовый памятник
на Ипподроме, пользуется магическим заговором для того, чтобы
переместить жизненную силу трех вождей врага в данный памятник, и
принуждает трех мужчин огромной физической силы одновременно
избить три головы памятника большими медными топорами. Отрываются
две головы и падают наземь, однако третья остается, только
чуть-чуть сгибаясь. Потом на самом деле эти три вождя варваров
ссорятся и двух из них убивает третий, который, уцелев,
возвращается на свою родину, раненым, со своими войсками в
поражении и бегстве. Предполагалось доныне, что данный источник
касается нападения 860 г. Но такой вывод не вяжется с центральной
ролью в данной легенде патриарха Иоанна, которого отстранили от
службы уже в начале 840-х гг. Доверяя источнику, автор
диссертации, напротив, заключает, что здесь отражается страх
византийской верхушки перед увиденной ею угрозой с севера со
стороны «народа Рос». Подтверждение этого обнаруживается в весьма
популярном пророчестве сирийского автора о том, что в
предпоследние дни мира «царство греков… возьмет в свою правую руку
железный топор, а в свою левую медный же», и от пользования ими
растает сила враждебных грекам царств, и мало кто спасется, причем
верующим советуют припомнить слова пророка Иеремии: «Отошлется зло
на всех жителей страны с севера».
2.2.7. Памятник.
На форуме Тавра в
Константинополе, столице Византии, стоял памятник с человеческим
изображением наверху, а на его постаменте — ряд рельефов, которые,
по мнению всех жителей города, показывали «повести последних дней
города, когда народ Рос разорит Константинополь».
Высказывалось мнение о том,
что этот страх — результат русского морского нашествия на город в
860 г., отображенного и в известных речах патриарха Фотия. Корни
об этом гибельном нашествии, очевидно, были значительно более
глубокими и опирались на религиозные верования и предшествовавшую
народно-мифологическую и государственно-мифологическую традицию.
Она обусловливала соединение апокалипсических пророчеств Иезекииля
с появляющимися «в конце времен» представителями языческого народа
из крайнего, приладожского севера. «Последние дни города» —
последние дни всего мира.
2.2.8. Загадки греков о
народе рос.
Особый интерес представляют
собой решения двух загадок, приписываемых автору XII века. Вопрос
о «поганом народе», «народе чуждого внешнего облика» получает как
свое объяснение: «Рос, со всей их армией». Вторая загадка —
«варварский скиф, домашний раб, или домашний служащий, либо отрок»
— имеет как правильное решение: «Народ Рос». Что касается первой
загадки, то она невольно представляет собой отзвук слов Лиутпранда
о том, что греки называют русских этим их именем «по особой
характеристике их внешнего облика». То, что речь идет о «поганом
народе», язычниках — весьма показательно в XII веке, как
воспоминание с тех времен, когда русские в самом деле считались
языческими врагами всему христианскому (а также и мусульманскому)
миру. |