|
2.5. Новинки у ал-Хорезми (846 г.) и амазонки
Ценнейшим источником, доныне
не исчерпанным, является переработка труда позднеантичного
географа Птолемея его мусульманским коллегой ал-Хорезми. Это
произведение было выполнено в течение 836-847 гг. и включает в
себя новинки из своего собственного времени.
2.5.1. Река «Арус».
Под именем (А)РУС, полагал в
1965 г. советский ученый Новосельцев, скрывается именно название
Руси. Автор диссертации доказывает, что данный вывод неправилен,
ибо идет речь просто об искаженном написании местоназвания
Йурассус монс — ныне горы Юра в Швейцарии и южной Франции.
2.5.2. Болото.
Если (А)РУС — тупиковая
версия, то Азовское море, однако, описывается и определяется как
«Болото», оно и гораздо больше по размеру, чем в действительности,
и также продлено далеко в глубь северного пространства. Черное
море полностью отсутствует у ал-Хорезми, как будто бы оно замещено
«Болотом». Все это — совсем иначе, чем у Птолемея.
2.5.3. Амазонские острова.
Интереснее всего — два
больших острова в северном океане: Амазонский остров женщин и
Амазонский остров мужчин. К тому же Северный океан ограничивается
к северу побережьем, неизвестным у Птолемея, простирающимся с
востока на запад.
2.5.4. Днепровский и волжский
пути.
В болото течет р. Танаис
(т.е. Волга, отождествленная с Доном) с крайнего севера, точнее
говоря, из некоего озера. Сушу между Болотом и Северным
(Балтийским) Океаном пересекают две большие реки — отражая путь по
Днепру и путь по Дону. Все это — новые сведения, указывающие на
информаторов, хорошо осведомленных о крайнем севере Руси и
Скандинавии.
2.5.5. Крайне северная
Меотида
То же самое наследие
выявляется у более поздних писателей. Так, безымянный автор
персидского географического сочинения «Худуд ал-‘алам» («Пределы
мира») подчеркивает крайне северное положение моря Меотиды. Этому
способствовал, быть может, действительно болотистый характер
Новгородчины и Приладожья, и, вероятно, сакральность таких мест у
прибалтийских финнов и скандинавов.
2.5.6. Ойум Иордана.
Анализ пассажа Иордана о
местонахождении Ойум готской традиции открывает возможность
связать данный район с крайне северным «Болотом» и, как кажется
(фактически совершенно неверно, но историко-мифологически
значимо), — и с эрулами. |