СОБХИ Абдель Хаким
египтянин, преподаватель
географии в Каирском
университете, вице-президентом
которого он ранее являлся.
СУДИТЬ о ценности арабских карт средневековья трудно, поскольку, несмотря на поиски, известно лишь небольшое число оригиналов, дошедших до наших дней. Карты, изготовленные такими мастерами, как аль-Хорезми (планисфера, выполненная по заказу халифа аль-Мамуна), аль-Балхи, аль-Истахри, Ибн Хаукаль, аль-Макдиси, а также работа неизвестного автора "Границы Вселенной", не сохранились. Даже знаменитая карта аль-Идриси имеется лишь в копии XV в.
История арабской картографии, как и картографии вообще, тесно связана с развитием географии и смежных с ней дисциплин. С античных времен арабы испытывали потребность в точных ориентирах для организации своей жизни и деятельности. Введение ислама усилило поиски в этом направлении. Для совершения молитв, поста и ритуального паломничества необходимо было изучить космический временной цикл, уметь определять направление на Мекку.
Арабская картография заняла среди других научных дисциплин одно из первых мест лишь после того, как на арабский язык были переведены древние книги, прежде всего греческие, и особенно труды Клавдия Птолемея. Халифы выступали в роли щедрых покровителей, так как понимали значение античных знаний. Чтобы внедрить их в мусульманскую культуру, они поощряли переводы на арабский язык сокровищ античной науки. Халиф аль-Мамун, например, жаловал переводчикам столько золота в монетах и слитках, сколько весили переведенные ими труды.
Арабы не только тщательно сохраняли это наследие, но на протяжении всего средневековья постоянно обогащали картографию своими открытиями, а также достижениями индийских ученых. В период с VII по XII в. полюс географических знаний переместился в такие крупные центры образования и науки, как Багдад, Кордова, Дамаск. Поэтому не будет ошибкой сказать, что, хотя между арабской и европейской картографией не существовало прямых связей, возрождение математики и астрономии в XIII в. в Риме, Оксфорде и Париже явилось прямым следствием прогресса, достигнутого арабами в области картографии Арабы приняли эстафету, в свою очередь подготовив великий расцвет науки в Западной Европе в эпоху Возрождения.
Арабы справедливо считали, что труды Птолемея отразили наивысшие достижения греков и римлян. Однако они не слепо следовали учению великого греческого астронома, математика и географа. Арабские путешественники оспаривали целый ряд его идей. Со своей стороны восточные астрономы усовершенствовали расчет градуса, добившись очень точных результатов. Они являлись не просто передатчиками культуры античности. Они начинали с той точки, на которой остановились их предшественники, с жадностью углубляя накопленные знания.
Эти усилия достигли своего апогея в Х в. в трудах аль-Баттани и аль-Масуди. Аль-Баттани подверг сомнению многие гипотезы, выдвинутые Птолемеем. В противоположность Птолемею, который полагал, что Африка и Азия соединяются в районе полуострова Малакка, он считал, что Индийский океан был открытым морем. Труды аль-Бируни о Востоке и аль-Идриси о Западе придали законченность знаниям арабов о мире. Расцвету географической и картографической наук в арабском мире способствовал целый ряд факторов, которые было бы слишком долго перечислять. Ислам, ставший религией арабов, поощрял приобретение любых знаний. Были завоеваны огромные территории, и, чтобы установить там наиболее эффективную налоговую систему, надо было изучить их ресурсы. Кроме того, три из этих территорий (Месопотамия, Персия и Египет) являлись колыбелью цивилизации. Чтобы управлять ими, нужно было хорошо их знать.
Огромные размеры империи обусловили создание почтовой службы и сети дорог. В свою очередь они содействовали развитию торговли, которой способствовала общность языка и религии. Появлялось все больше книг, описывающих "дороги и царства". Наконец, паломничество в Мекку развило интерес арабов к путешествиям и географии. Встречаясь в пути с мусульманами из других мест и иных социальных слоев, паломник разговаривал с ними на одном языке. Во время своих длительных странствий паломники могли заниматься наукой, исследованиями, торговлей. По возвращению эти путешественники-паломники-коммерсанты описывали увиденное и пережитое в повествованиях, содержавших массу ценных географических сведений.
Мухаммед бен Муса аль-Хорезми заложил первый камень арабской географической науки. Его "Книга очертаний Земли" ("Китаб сурат аль ард"), нaписанная в первой половине IX в., продолжает, а в чем-то и уточняет открытия Птолемея. Полагают, что аль-Хорезми создал свой труд, равно как и знаменитую планисферу, совместно с другими учеными по просьбе халифа аль-Мамуна. К несчастью, большинство карт, в составлении которых принимал участие аль-Хорезми, утеряно. До нашего времени сохранились лишь четыре из них. Это самые древние из известных нам арабских карт.
В X в. самым известным из арабских картографов был Абул Хассан Али аль-Масуди. Он родился в Багдаде и провел свою молодость в путешествиях, посетив Индию, Цейлон, Южно-Китайское море, Малую Азию, Сирию, Палестину, Занзибар, Мадагаскар и Оман. Конец жизни он провел в Египте и умер в Фустате. Аль-Масуди, должно быть, был знаком с большей частью имевшейся тогда географической литературы. Он упоминает многие работы, которые не дошли до нашего времени. Его главный труд "Промывальни золота и рудники самоцветов" носит обобщающий характер. У него есть и другие работы. Созданная им планисфера мира является одной из наиболее точных арабских карт того времени. Он считал, что Земля - шар, и расширил границы известного тогда мира, прибавив два континента: один в южных морях, а второй - для симметрии - в другом полушарии.
Появление в ту эпоху нового типа карт, скорее похожих на картограммы, связано с именем Ибн Хаукаля, создателя карты мира, содержащей ценнейшие сведения экономического характера. Он расширил и упростил "Атлас" аль-Истахри. Берега он указывал дугами или прямыми линиями; острова и внутренние моря, подобные Каспийскому или Аральскому, - окружностями.
Золотой век арабской картографии, которая начала развиваться в IX в., приходится на десятое столетие (4 век Хиджры), когда была создана серия карт "Атлас мусульманского мира", тесно связанная со многими трудами о "дорогах и царствах". Методология описания мусульманского мира была предложена выходцем из Балха (аль-Балхи), затем продолжена и расширена персидским ученым из Ирана (аль-Истахри), чьи работы в свою очередь послужили основой для Ибн Хаукаля, географа и великого путешественника, родившегося в Багдаде, который их пересмотрел, исправил и существенно расширил.
В этих картах не было ничего общего с птолемеевскими моделями. "Атлас мусульманского мира" по-прежнему включал располагавшиеся в строго определенном порядке 21 карту, первая из которых представляла собой сферическое изображение всего мира. Далее следовали шесть карт, изображавших Аравию, Персидское море, Магриб, Египет, Сирию и Средиземноморье. Последние четырнадцать карт относились к центральной и восточной частям мусульманского мира. Задача заключалась в том, чтобы представить мир (речь шла исключительно о мусульманском мире) таким, каким его видели аль-Истахри и особенно Ибн Хаукаль, который говорил: "И я подробно описал страны ислама, провинция за провинцией, район за районом, округ за округом".
Деятельность этих картографов была главным образом сосредоточена на восточной части мусульманского мира, но и западная его часть также не была забыта. С мусульманским западом связан последний период мусульманской картографии, представленный трудами аль-Идриси (XII век). После обучения в Кордове аль-Идриси обосновался на Сицилии, где король Роджер II заказал ему огромную планисферу, а также подробный комментарий к ней. На планисфере был показан весь земной шар во всем его разнообразии. По словам самого географа, там были изображены все "регионы со своими странами и городами, реки, земли и моря, дороги, указаны расстояния и все, что там можно увидеть". Планисфера не сохранилась, но комментарии аль-Идриси дошли до нас в труде "Развлечение тоскующего о странствии по областям" ("Китаб нузхат аль-муштак фи и хтирак аль афак"), более известном как "Книга Рожера" ("Китаб Руджар").
Этот труд помог западным географам расширить свои знания, а португальским первооткрывателям XV в. - исследовать новые земли. Для аль-Идриси Земля была "круглая, как мяч", "к ней естественно примыкала вода", "земля и вода находились в космосе в подвешенном состоянии, подобно желтку внутри скорлупы". К своим комментариям аль-Идриси прибавил атлас мира, причем его карты были цветными.
Труды аль-Идриси - наивысшее достижение арабской картографии, однако они содержат в себе признаки упадка. В них отсутствуют понятия широты и долготы. Там представлены Птолемеевы "климаты", но вопреки данным астрономии обозначены они полосами одинаковой ширины. Детали менее отчетливы по сравнению с картами аль-Хорезми. Имеются также некоторые ошибки в расчете расстояний и кривых. Но картограф заслуживает снисхождения: смерть короля Рожера и последовавшие за этим волнения помешали ему внести в свой атлас необходимые исправления. Аль-Идриси работал на стыке двух миров, христианского и мусульманского. Поэтому неудивительно, что его называли "арабским Страбоном". Атлас аль-Идриси, который считается наиболее значительным произведением арабской картографии, пользовался также большой популярностью на Западе во времена средневековья.
Несмотря на все вышесказанное, вклад арабов в картографию оказался незначительным - к удивлению всех, кто изучает историю этой науки. Почему же так произошло? Арабам была известна вся Европа (за исключением Крайнего Севера), южная часть Азии, Северная Африка до десятого градуса северной широты и восточное побережье Африки. Их географические познания не ограничивались только странами ислама. Греки, например, весьма приблизительно представляли себе регионы, простиравшиеся за Каспийским морем, а восточное побережье Азии и север Индокитая им были совершенно незнакомы. Арабы же хорошо знали сухопутную дорогу до истоков Янцзы и до восточного побережья Азии, до широты, на которой находится Корея. Конечно, их сведения о Японии оставались неопределенными: японский архипелаг появился на картах еще в XI в., но ясно, что арабы не достигали берегов Японии морским путем. Их представления о Японии были основаны, возможно, на рассказах путешественников, услышанных в Центральной Азии - регионе, который они хорошо знали. Что касается Африки, арабы были первыми, кто подробно описал этот континент; их данные служили отправной точкой вплоть до прихода в XIX в. европейских исследователей.
Предпринятые арабами замечательные путешествия, которые не смогли осуществить их современники-европейцы, должны были бы стать ценнейшим источником информации для картографов. Однако этого не произошло. Арабские картографы, давшие миру столь точный "Атлас ислама", не сумели создать нечто равноценное - хотя бы отдельные карты - для других регионов земного шара, которые, однако, были им хорошо известны. Они не воспользовались также накопленными географическими знаниями, их более поздние карты лишь повторяли предыдущие образцы. Правда, и европейская картография той эпохи не блистала большой оригинальностью и мало использовала достижения географии.