(С) Ткаченко Юрий, г. Киев, 2003 г.

На главную страницу

Квантовая теория урбанизации Древней Руси

В первой части работы автор упоминал об объяснении Рыбаковым данных Идриси (и ибн Хаукаля) о наличии 20 стоянок на пути Булгар - Киев (по карте расстояние равно 1400 километров, то есть длина перегона составляет 70 километров). Этот отрывок доступен с первой страницы. Рыбаков приходит к выводу, что данная длина перегона получена следующим образом. Стандартная длина однодневного перехода, известная по самым разным источникам разных стран и веков, составляет примерно 35 километров. При этом предполагается, что купцы везут груз на постоянных лошадях. Если же вдоль тракта скачет государственный гонец "о двуконь" (второй конь скачет рядом и отдыхает от седока), и при этом на каждой станции меняет лошадей на свежих, то он может преодолеть за световой день расстояние в два раза больше (около 70 километров), и таким образом как раз добирается от одной станции до другой. Купцам приходится устраивать ночевку между двумя станциями прямо в чистом поле.

Это по своему логичная конструкция. Правда, именно для тракта Киев - Булгар она вызывает вопросы. Сам Рыбаков приводит основания для того, чтобы искать археологические остатки станций только для русской половины пути (видимо, булгары считаются слишком дикими, чтобы строить регулярные станции). Куда в таком случае скачут государевы гонцы по русской половине тракта? В Булгар, чтобы на второй половине пути (700 километров!) ночевать в чистом поле? Получается дикая скачка "в никуда". Да и купцам неудобно. Может ли читатель представить себе купцов,которые с музыкальной регулярностью ночуют то в удобном караван-сарае, то прямо в диком поле? Получается ни вашим, ни нашим. Если обдумать положение, то надо или строить регулярные постоялые дворы через те же 35 километров (ведь купцы платят за удобства реальные деньги, это вам не бюджетники), либо вообще ничего не строить. Повторимся еще раз, люди и лошади, преодолевшие 3000 километров по пустыне Такла Макан, НЕ МОГУТ остановиться из-за того, что один город будет лежать в 10 километрах в стороне от тракта. Скорее это будет проблема для самого города: власти не получат "налога с (купеческого) оборота". Проблема купеческих караванов - это скорее проблема расторопности местных властей: кто не успел - тот опоздал. Кроме того, на нее должна накладывать отпечаток общая обжитость данной территории: некого винить за безлюдность Восточного Туркестана, кому это не нравится - может поехать туда сам. Потому и станций там нет. Но в благоустроенных областях надо строить станции через 35 километров (купцы платят в первую очередь за безопасность, особенно во время ночлега). При таких рассуждениях расположение станций через 70 километров выглядит каким-то промежуточным гибридом: уже не пустыня, но еще не цивилизация. И при этом как бы подчеркивается доминирование государственных интересов над частными интересами купцов: города-то при любом раскладе строят не купцы, а центральная государственная власть. И она строит их "для гонцов" а не "для купцов".

(Вспоминает ли читатель недавнее советское прошлое, когда предриятия строились "для производителя" (и начальства), а не "для покупателя"? Советский Союз больше 74 лет такой экономики не выдержал, но ведь Великий Шелковый путь просуществовал не менее 1500 лет, и следовательно интересы купцов он точно учитывал.)

Все это просто теоретические рассуждения, некая интеллектуальная разминка мозгов перед тем, как подойти к реальной ситуации. Теперь мы хотя бы можем сформулировать, что нам интересно, что нет. Что совершенно очевидно еще до обсуждения, а чему следует удивиться и поискать объяснения. Но давайте наконец посмотрим на реальную географическую карту Древней Руси. Может ли она сказать нам (после разминки) больше, чем она говорила раньше?

Взгляните на район Киева на карте Махновца. Рядом с Киевом стоит город Белгород, построенный уже во вполне летописные времена. На запад от него идет тракт Белгород - Мичск - Ушеск - Возвягль. Между указанными городами нет других городов, кроме указанных - можно сказать, что указанные города стоят в голой степи. Тракт пересекает верховья маленьких речек, которые могут дать воду для селения, но не являются препятствиями для караванов (посмотрите на реки в натуре - их ширина врядли превышает 5 - 10 метров). По голой степи можно передвигаться как угодно (посмотрите на тракты немного южнее рассматриваемых: Треполь - Котельница и Треполь - Болохов - они нарисованы широкими мазками, можно спорить, что Махновец проводил их приблизительно, зная только начальную и конечную точку и не пытаясь локализовать их на местности с точностью 100 метров: в степи любой клочок почвы мало отличается от соседнего). И после этого измерте расстояние между указанными городами: оно близко к волшебной величине 70 километров (может, слегка больше), и до иступления одинаково для всех участков. Что это? Тот самый промежуточный случай между пустыней и цивилизацией?

Трудно судить по маленькому участку. Поэтому давайте совершим регулярную прогулку по всем областям Древней Руси и попытаемся взглянуть на нее глазами "заморского гостя": будем обращать внимание на города и тракты, по которым путешествовать удобно (и безопасно), где города расположены на удобных расстояниях: при малых расстояниях между городами придется терять время из-за малых переходов, что еще терпимо; кроме того, города можно и пропускать во время дневного перехода; но при больших расстояниях сразу возрастает нагрузка на персонал каравана: ночевки в чистом поле - не самый лучший вид отдыха. И тем самым по карте мы определим области, где доходы от проходящих караванов играли существенную роль в местном бюджете, где власти сознательно шли на встречу купцам и учитывали их потребности, а где они были терпимыми, но не желанными гостями.

Начнем с уже просмотренного участка.

  1. Белгород - Мичск - Ушеск - Возвягль - (Городок, Корческ, Сапогинь) - Дорогобуж, - (Пересопница, Гай) - Луцк - (Шеполь, Березовичи) - Владимир - (Устилуг. Городло, Дороговск) - Угровск - (Володава) - Берестий - (Мельница) - Дорогичин. Далее тракт должен уходить в Польшу или Прибалтику, Ездов и Полтовеск плохо подходят под квантовую концепцию, но на нужном расстоянии находится Визна (от Дорогичина). Немного увеличен отрезок Дорогобужск - Луцк.
  2. Пересопница - между Дубном и Бродами - Бужск - (ровно посредине Львов) - Городок - (Вишня) - Перемышль - через Санок на Польшу. Львов возник позже как раз посередине между Бужском и Городком, от него идет ответвление на север до Белза (70 км) и дальше на Владимир (70 км с учетом изгиба по карте).
  3. Перемышль - (посреди Ярославль) - устье Вислока - Судомир. От Судомира один путь - через Кропивницу, Торжок, Орель - ведет на запад, другой - через Завихост - на Люблин (ровно 70 км) - и Угровск (опять 70 км); третий - через Торжок и Визлжу - на Скаришев (ровно 70 км). Дальше - на Ездов, но без квантования расстояний.
  4. Ответвление Владимир - (Устилуг, Волинь,. Грубешев) - Червен - Ярослав - (Перевореск) - путь уходит в Польшу. Червен стоит немного ближе к Владимиру, чем к Ярославу. Но в сумме как раз 140 км.
  5. Другое ответвление Владимир - (Устилуг, Городло) - Холм - (Охожа) - Люблин (все по 70 км).
  6. Путь из Белгорода - Днестровского в западную Украину. Ввиду отсутствия городов на пути до среднего Днестра, путь восстанавливается только пунктиром: по водоразделу Днестра и Прута, затем пересечение Днестра - Ушица подходит хорошо, хотя возможны и другие варианты поблизости (здесь квантование не просматривается вообще), далее - верховья Смотрича и Ушицы (70 км, опять по водоразделу) - Збараж или Вигошев (70 км, водораздел Днестра с Южным Бугом и Припятью) - Броды или упоминавшаяся точка между Дубном и Бродами (70 км) - Перемыль (половина от 70 км - однодневный переход).
    Маршруты из Киева
  7. Киев- Переяслав (80 км) - Корсунь (80 км) - Юрьев (около 90 км, многовато) - Киев (80 км). Юрьев - Ростовец - Кудин (около 80 км) - (Межибоже) - водораздел Днестра и Южного Буга (верховья Смотрича) - опять Збараж и Вигошев (70 км). На карте не показан отрезок Мичск - (Городеск, Котельница) - Ростовец (около 90 км - тоже многовато), Возвягль - Симоц - Каменец (или Полоний, около 40 км) - Колодяжин - Деревич - Губин - Кудин (75 км).Можно еще усмотреть тракт на Галич, если провести его слегка не так, как на карте: Полоний - (Изяславль) - Тихомль - (Вигошев, Збараж, Микулин) - Теребовль - развилка на Галич и (Моклеков) - Васильев. Все расстояния примерно 80 км, что больше, чем предполагается для двухдневного перехода для остальных районов карты. Впрочем, район верхнего Днестра - ЕДИНСТВЕННЫЙ район карты, где большинство городов свободно расположены вдоль реки (Днестра), на карте не показано никаких дорог между ними и не просматривается квантование расстояний. В принципе, это должно говорить о том, что для местных жителей сугубо локальное удобство (наличие воды, почвы) важнее, чем удобство продвижения купеческих караванов. Возможно, это связано с влиянием Карпат (в горных местностях никогда не ходят по прямой линии, как на равнине, пример - Кавказ, где есть только три точки пересечения гор (по берегу Черного и Каспийского морей и Дарьяльский проход) на всю горную систему. Да и магистральные караваны могут избегать горных местностей (к преодолению горизонтальных расстояний добавляются утомительные подъемы и спуски).
    Переходим к Черниговскому княжеству
  8. Киев - Городец (совсем рядом Лутава) - (Моровийск) - Чернигов - (Сновск) - не доходя до Ропеска (возле излучины Снова) - (точно посредине Ропеск) - Стародуб - (точно посреди Радощь) - Трубецк - Брянск - (точно посредине Вщиж) - Рогнедино. Дальше за Зарубом дорога на карте обрывается, но от Рогнедино до Смоленска - ровно два отрезка по 70 км - можно полагать, дорога шла именно туда. Все расстояния практически точно составляют по 70 км, в нескольких случаях посредине 70-километровых отрезков также находятся города (Ропеск, Радощь, Вщиж). И город Мстислав на реке Вихре показан на дороге из Смоленска на безымянный брод через Днепр ниже Кописа - оба отрезка точно равны 70 км. Облав удален от Рогнедино ровно на 70 км (хотя по карте тракт обрывается в Зарубе с неопределенной локализацией. Можно также представить себе связи Облова с Воротинском (три перехода - 100 км) и Смоленском (140 км), а также Рогнедино - Мстислав (110 км) - три перехода.
  9. Вернемся к тракту Булгар - Киев. По Рыбакову он имеет слишком южное направление и медленно уклоняется к северу. То есть на второй половине, чтобы попасть в Булгар (в окрестности Казани), он должен сделать изгиб к северу. Если предполагать более прямое прохождение тракта, то его можно продолжить следующим образом: Киев - Баруч - Прилук - (Переволока, Серебряный) - Ромен (пока как у Рыбакова) - (Попаш, Вяхань) - Вырь. Дальше тракт по карте слишком заворачивает к северу, но в правильном направлении на расстоянии 140 км стоит Курск. Продолжив отрезок Вырь - Курск дальше, через 2.5 х 70 = 175 км попадаем в Елец, одиноко стоящий на реке Сосне: расстояние до ближайшего от Ельца города на карте - Мценск - 160 км, до Пронска - 180 км, как и до Курска. Есть ли у читателя лучшие предположения, что город Елец делает в этом пустынном месте, если он не стоит на тракте (или не возник позже на месте более старого становища для проходящих караванов)?
    Автор провел много часов у географического атласа, рассматривая карты европейской части СССР и Украины, и отмеряя отрезки по 70 км между всеми возможными городами. По поводу тракта Киев - Булгар хочется сказать следующее: города Ромны, Курск Елец и Казань лежат практически на одной прямой. Киев, кстати, находится севернее этой прямой, то есть первый отрезок пути Киев - Ромны слишком сильно отклоняется к югу. Но по карте Махновца [] других удобных дорог на участке Киев - Курск не просматривается. Автор учитывал, что фантазировать относительно трансконтинентальных торговых трактов в открытой степи гораздо легче, чем на хорошо освоенной территории. Автор считает, что данные о городах и торговых трактах на отрезке между Киевом и Курском должны быть приведены на карте Махновца гораздо тщательнее, чем в окрестностях Ельца (больше летописного материала. Кстати, Елец в самой Ипатьевской летописи не упоминается. На карту Махновца он попал потому, что при описании событий 1147 года упоминается описание тех же самых событий в Никоновской летописи XVI в., в которой есть добавление про Елец. Конечно, использование Никоновской летописи для реконструкции тракта времен Идриси или даже на пару веков моложе его сильно рискованно. Однако совпадение общего направления и новый принцип квантования расстояний...). Поэтому автор считает правильной тактикой принять предлагаемые Махновцом основные тракты на участке до Выря, затем постулировать тракт Вырь - Курск по прямой (на основании квантования расстояний) и продолжить его до Ельца и дальше. При этом Рязань, не говоря о Муроме, оказывается значительно севернее прямой, соединяющей Елец и Казань. Поэтому автор не видит возможности воспользоваться теми трактами, которые нанесены на карту Махновца (видимо, главным образом на основании древнерусских летописей), а просто согласиться с тем, что тракт шел по открытой степи (как этот район показан на карте Махновца), и единственный дополнительный возможный источник данных для его реконструкции - археологические данные.
    Впрочем, если просто соединить Казань и Елец линейкой на карте, можно увидеть примерно следующих кандидатов на становища торговых караванов (в направлении от Казани; из-за незнания точного положения Булгара автор отсчитывал расстояния от моста через Волгу между Зеленодольском и Васильевкой выше Казани по Волге): до Канаша - 70 км (точно посредине - селение Урмары), от Канаша до Порецкого - 70км (рядом с серединой - селение Ибреси), от Порецкого до Майдана - 70 км (по пути - Большое Игнатово), от Майдана мимо Ужовки до Пузской слободы - 35 км, от Пузской слободы до Краснослободска - 80 км (немного больше "нормы"), от Краснослободска до Потьмы - 70 км (совсем рядом находятся Зубова Поляна и Умет; выбрано то селение, которое больше соответствует желаемому расстоянию, хотя можно выбрать и другие), от Потьмы до Агласово - 105 км, Агласово - Староюрьево - 75 км, Староюрьево - Доброе - 75 км (совсем рядом Каликино), Доброе - Елец (85 км, расстояние завышено), Елец - Чернава - 35 км, Чернава - Колпны - Курск (оба расстояния по 75 км). За Курском на расстоянии 75 км расположено селение Шептуховка - недостающее звено между летописным Вырем и Курском. Дальше идут уже знакомые нам Ромны и Прилуки.
    Автор знает, что на достаточно подробной топографической карте можно на заданном расстоянии найти все что угодно. Поэтому ценность данного построения может быть относительно невелика. Обнаружение подобной дискретности расстояний в хорошо известных по летописи уголках Древней Руси гораздо ценнее - там мы ищем не малоизвестные объекты (вроде Агласово и Староюрьево) на СОВРЕМЕННОЙ карте, а хорошо известные города Древней Руси (например, указанная взаимосвязь положения Киева, Прилук, Ромнов и Выря просто не могла прийти автору в голову раньше). Но, может быть, данные аргументы побудят археологов посмотреть на археологические находки в указанных местностях на предмет обнаружения следов трансконтинентальной торговли - например, вещей из Прикамья, мусульманской Средней Азии или даже Западной Европы (почему-то обычно считается, что материальные ценности всегда текут только в одном направлении. Автор склонен верить, что при торговле товары движутся в обоих направлениях относительно сбалансировано). На автора произвело большое впечатление построение Рыбакова - его ссылки на археологические находки именно на предложенных им городищах. Автор не может предложить ничего равноценного - может, это смогут сделать другие?
    Заметим, что замечание академика об ответвлении от тракта Киев - Булгар в Ромнах в сторону Полтавы (на карте Лтава) - переправы через Днепр в устье Вороскола - и дальше на Олешье (у Рыбакова указано 5 дней пути, на самом деле - не меньше 7) - достаточно тонкое. Действительно, расстояние Ромен - Полтава равно 140 км, Полтава - устье Вороскола - примерно 70 км. То есть квантование налицо. Это значит, что Б. А. Рыбаков также сидел у карты, просматривал потенциальные торговые тракты (исходя из общегеографических соображений и русских летописей) и измерял расстояния, и если бы он сделал это достаточно последовательно, он бы вскрыл наличие той же картины, которую сейчас описывает автор. А так картина дожидалась своего осмысления лишних 20 лет. Но все когда-нибудь проясняется. И в данном районе есть еще дополнительные квантованные тракты.
  10. Чернигов - Уненеж Прилук - (Пирятин, Полкстинь) - Лубны - Голтов. Все расстояния практически равны 70 км. Лтава (Полтава) отстоит от Голтова на 55 километров (1.5 перехода - не квантуется), зато Голтов - Горошин - 70 км и расстояния Горошин - Переяслав и Лтава - Лубно равны 110 км каждое (три перехода) За Голтовым и Лтавой идет безлюдная степь и искать там дискретные расстояния бессмысленно. Добавим сюда не указанные на карте отрезки: Ромен (Яришев, Песочин, Снятин) - Лубно, - (Лукомль, Горошин, Римов, Желни) - Воинь - два расстояния по 70 км. Расстояния Вырь - (Зартый) - Путивль - Глухов оба равны 35 км (однодневный переход), Глухов - Новгород-Северский - около 70 км. Впрочем, если мы нашли промежуточную точку между Курском и Вырем (напомним, на современной карте там находится селение Шептуховка), то тогда получим дополнительно: Шептуховка - Новгород-Северский - 140 км, причем Рыльск находится от Шептуховки на расстоянии однодневного перехода. Также просматривается путь, для которого на карте обозначены только отдельные участки - Чернигов - Хоробор - (75 км, уже упоминался) - Путивль - (110 км), - Рыльск - (65 км, без неестественного изгиба тракта на карте) - Ольгов - (45 км) - Курск (65 км).
  11. Боковой путь Радощь - Воробейня - (точно посредине Вщиж) - Рогнедено. Тоже квантование налицо.
  12. Чернигов - (Сновск, Березый) - точка за Березовым - (Мелтеково) - Новгород Северский - Трубецк. Если поставить гипотетическую остановку за Березовым, три расстояния равны 70 км. Как видим, Черниговское княжество оказалось проквантованным ПОЛНОСТЬЮ. Нет практически ни одного города, который остался не вовлеченным в эту предполагаемую маршрутную сеть. Например, для города Ормина, стоящего на отшибе и не связанного ни с одним ближайшим городом дорогой, легко угадывается: Ормина - Стародуб - 70 км, Ормина - Воробейня - 35 км. Так почти везде. Города, которые не стоят в узлах предполагаемой сети, не находящиеся посреди одного из отрезков тракта (вроде Пирятина или Полкстиня), или не стоящие в географически выделенном месте (как Родень или Дубница в устьях притоков Днепра) НАДО ИСКАТЬ СПЕЦИАЛЬНО. Например, автор не видит очевидных вариантов для города Зарой (вблизи Вщижа и Рогнедино).
  13. Заметим, что даже Днепр часто не нарушает этой картины. Отправляясь от Чернигова на северо-запад, легко увидеть, что расстояния Чернигов - (Листвен, Любеч) - Брягин - (Межимостье) - Мозырь точно равны по 70 км, хотя тракт по дороге пересекает Днепр (у Любеча). Обычно Любеч рассматривается как важный днепровский порт варяжской Руси (именно в этом качестве он упоминается у Константина Багрянородного ([1], гл 9). Но глядя на эту дискретность расстояний, кто может теперь утверждать, что сухопутная трасса Чернигов - Мозырь была менее важна, чем водный путь вдоль Днепра? Да и есть ли у читателя лучшая теория, что делает город Брягин на том месте, где он находится, если не поддерживает ритмичного движения караванов?
  14. От Брянска показан путь на северо-восток. Брянск - Козельск - Воротинск - Лобинск - Лопасна - Коломна. Здесь квантование не просматривается очень четко, но присутствует: Брянск - Воротинск - ровно 140 км, Козельск отстоит от Воротинска на 55 км (много для однодневного перехода, мало для двухдневного). Переход Воротинск - Лобинск около 105 км (три перехода), Лобинск - Лопасна - ровно один дневной переход, Лопасна Коломна - два перехода (с учетом изгиба тракта по карте).
    Юго-восточнее этого тракта идет другой тракт - Севск - Болдиж - Кром - Спаш - Мценск - Девягорск - Дедославль - Кордно - Лопасна. От Дедославля хочется провести его продолжение на Пронск - Рязань - Муром. Однако несмотря на достаточно ритмичное расположение городов вдоль этого тракта действительного квантования расстояний не просматривается (как правило отрезки этого тракта меньше 70 км, только отрезок Рязань - Пронск равен 70 км с достаточной степенью точности). Автор не хочет профанировать идею глобальных торговых трактов с самого начала - ведь города действительно строились из различных соображений - не только удобства ритмичного движения караванов, но и из оборонных, административно - управленческих и других функций. Может, в данном случае оборонные соображения преобладали - близость к степи могла увеличивать военную опасность и мешать торговле. Впрочем, Пронск - Дедославль - 110 км, Дедославль - (Девягорск) - Мценск - 150 км (Девягорск не вписывается в искомый шаблон, но его локализация и показана как неопределенная), Мценск - Спаш - Кром - Болдиж - все по 80 км, Болдиж - Севск - 70 км, Севск - Глухов - 75 км, Глухов - Путивль - 40 км, Путивль - Ромен - 70 км. Интересно квантование некоторых отрезков, идущих поперек основного тракта: Дедославль - Кордно - 40 км, Кордно - Кордно - Лопасна - 70 км, Лопасна - Москва - 110 км, Козельск - Домагощь - Мценск - 110 км, Брянск - Корачев (40 км) - Болдиж (или Кром - (по 70 км) - можно спорить, что это продолжение пути на Вщиж - Рогнедино - Заруб - Смоленск. Логичным продолжением этого тракта за Болдиж является Болдиж Курск или Кром - Курск - по 110 км (в степь?) или Болдиж - Рыльск - 110 км, дальше на Вырь (45 км). Также Трубецк - Севск - Ольгов - по 75 км.
  15. В северо-восточной Руси квантование опять возникает в полный рост: Пронск - Рязань - 70 км, Рязань - Коломна - 140 км, Коломна - Москва- три перехода (ок 100 км), Муром - Рязань - 140 км (4 перехода), Муром - Владимир - три перехода, Владимир - Москва - 150 км (четыре перехода)Ростов - Москва - 4 перехода, Ростов - Углич - 70 км, Углич - Кснятин - 70 км. Ярославль на Волге - до Углича 100 км (три перехода), - до Ростова 60 км, (немного меньше "нормы", но путь показан и является логичным продолжением пути Москва - Ростов Великий. Москва - Димитров - 75 км, Димитров - Димитров - Кснятин - 90 км (не вписывается).
  16. Теперь пора вернуться к территории Белоруссии - автор оставил этот регион на закуску, поскольку здесь также квантование просматривается очень четко. Именно в этом регионе расположен первый обнаруженный автором тракт в стране ан-нибарийа, и именно этот тракт имеет очень четкую структуру: Дубен - Чемерин - 35 км, Чимерин - Черторийск - 65 км, Черторийск - Небль - 70 км, Небль - Пинск - 35 км, Пинск - Клеческ - 110 км, Клеческ - Несвиж - 30 км, Несвиж - Минск - 105 км, Минск - Борисов - Друцк - по 70 км, Минск - Логожск и Логожск - Борисов - по 40 км, Друцк - (Одрск, Рша) - Смоленск - 140 км. Все города идут вдоль тракта ритмично, как мотели вдоль образцового английского тракта.
  17. Просматриваем остальные его участки: Киев (или Вышгород) - Вручий - 130 км, Вручий - Туров - Пинск - по 110 км (три перехода). Участки Туров - Мозырь, Пинск - Кобрин, Туров - Слуцк - Минск (который столица, а не второй) и Минск - Свислочь - все ровно по 110 км. Отрезок Кобрин - Берестий подкачал (как и отрезки Берестий - Мельница и Свислочь - Рогачев) - он равен 55 км и в схему не укладывается. Зато Кобрин - Волковыск - тоже ровно 110 км, как и отрезки Городен - Визна - Полтовеск в том же районе (дальше тракты уходят в Польшу и здесь не рассматриваются, а города Городен, Волковыск и Турийск расположены звездочкой, расстояния между каждой парой городов примерно 70 км). Отрезки Стрежев - Мозырь - Вручий - оба по 100 км, Вручий - (Искоростень) - Мическ - 65 км, Стрежев - (Лучин) - Рогачев - 40 км, Чичерск - Рогачев - 60 км, Городец - Мическ - 140 км (и переправа через Днепр), Киев - Любечь - 140 км (как и Киев - Чернигов), Гомий - Чернигов - 110 км (Листвен - Гомий - 100 км), Гомий - Чичерск - 70 км. Искать квантование на отрезках Чичерск - Одрск и Рогачов - Одрск автору кажется бессмысленным (так же как на тракте Смоленск - Москва) - на длинном тракте больше 4 переходов можно найти любое квантование, какое только клиент пожелает.
  18. На самом севере карты городов почти нет и можно указать только отрезки Копис - Витебск - 110 км, Витебск - Полоцк - 100 км, Луки - Торопец - 70 км.
  19. Уже после завершения написания этой главы автор заметил еще один маршрут, который кажется ему важным: Берестье - (Кобрин) - Здитов - 3 перехода (Кобрин стоит как раз посредине и под концепцию квантования не подпадает; отрезок Берестье - Кобрин отмечен на карте Махновца как тракт, да и интересно сравнить с расположением современных автодорог в данном районе), Здитов - Клеческ - также 3 перехода; Клеческ - Слуцк - 2 перехода, Слуцк - Свислочь - 3 перехода и Свислочь - Орша - 4 перехода. Вдоль этого тракта идет очень оживленная современная автострада из России через Белоруссию в Европу. Положение Кобрина на карте может отражать квантование друго тракта - Владимир - (Турийск, Сомино) - Вышега (2 перехода) - Кобрин (2 перехода) и далее идет тракт на север, который обозначен на карте и уже упоминался автором ранее.

Что дают эти наблюдения обычному "неквантовому" историку?

В принципе ничего особого. Если посмотреть на современную карту Украины или Белоруссии, то никакого квантования расстояний не просматривается, а везде, где можно жить, там люди и живут. То есть карта более - менее равномерно покрыта городами и деревнями, а средняя плотность населения отражает природно-климатические условия (например, плотность населения в Карпатах меньше, чем в среднем по Украине; так же и в Чернобыльской зоне). Для нас города бывают расположенными близко друг от друга, далеко и очень далеко. Трудно придумать ситуацию, когда получив задание проехать из точки А в точку В мы лезем в географический справочник с вопросом: "А не кратно ли расстояние между городами величине 70 километров?" (или любой другой). Просто если из города А в город В можно попасть за 3 часа, это лучше, чем если за 5 часов, - у нас будет лишнее время на решение своих проблем и мы раньше вернемся домой. Единственное разумное априорное требование к размещению городов - это более - менее равномерное покрытие площади государства (города представляют собой средоточие светской власти на окружающей территории, и никакая территория не должна остаться неохваченной этой самой властью), и представлять собой упорядоченную иерархическую структуру - столица одна, поскольку в ней должен жить верховный правитель (единственный по определению) и главные чиновники, несколько областных центров - с чиновниками средней руки, еще больше районных центров (подчиненных областным центрам) - для чиновникам помельче и так далее. То есть иерархия городов как центров политической власти естественно отражает иерархию этой самой власти. Так как же можно объяснить наличие этого самого квантования?

Есть только одна ситуация, когда квантование может иметь смысл - когда люди, для которых строятся эти города, не связаны с местными природными условиями, то есть не озабочены наилучшим выбором местных почв для крестьян или климата для проживания своих детей, и с местными властными структурами, то есть не стремятся равномерно покрыть всю доступную территорию для исполнения властных полномочий и более полного охвата "базы налогообложения". Эти люди никак не связаны с местным земледельческим населением. Для них источник богатства - не в данной местности, а далеко впереди или далеко позади. Данная территория - только досадная преграда на пути к обогащению, и они видят миссию своей жизни в преодолении расстояний, в сближении отдаленных местностей, но так, чтобы поменьше денег оставить посредине между ними. Тогда ритмическая смена дня и ночи и необходимость в безопасном охраняемом стационарном ночлеге сразу подсказывают желательность ритмического расположения городов. Речь идет о дальней трансконтинентальной торговле.

Действительно, для дальнего гостя условия проживания местных жителей в городах вдоль маршрута не играют никакой роли. Это всего лишь транзитный пункт. Далеко за спиной - Родина, страна, ради которой и предпринимается дальнее путешествие. Далеко впереди - источник вожделенного богатства. Сам маршрут - это всего лишь способ разбогатеть, бизнес. В дороге купец готов платить только за некоторые удобства и, главное, за безопасность каравана. Поэтому часть денег от дальней торговли безусловно остается в городах вдоль маршрута. Они идут на благоустройство постоялых дворов (караван - сараев), на покупку дружбы местных владык, оплату местных полицейских сил, поддержку местных рынков (создание дополнительного рынка для перевозимых товаров). С точки зрения местной экономики деньги, которые платят проходящие караваны, - это внешние поступления, что-то вроде золотых рудников или нефтяных скважин. Это реальные деньги, и главное - они прямиком попадают сразу к верховным правителям, минуя необходимость выколачивания налогов из нищих подданных. И именно эти деньги могут привести к тому, что города начинают тяготеть не к плодородным землям или романтическим местным пейзажам, а начинают собираться в скоординированные ансамбли и проявлять неожиданное кооперативное поведение на огромных расстояниях.

Вспомним Восточный Туркестан. Два тысячелетия люди цепляются за жизнь в условиях земного космоса. Сменяются народы и династии, исчезают разговорные языки и культуры. Но по обе стороны от великой пустыни опять собираются караваны, готовые отдать часть своей прибыли тому, кто поможет им преодолеть песчаное море. Это напоминает заряженный конденсатор: когда зазор между пластинами станет достаточно малым, образуется искра, поддерживающая сама себя. Деньги с проходящих караванов становятся как раз достаточными, чтобы поддерживать жизнь в иначе безжизненном месте, и города возникнут там, где без такого кооперативного поведения всей системы жизнь невозможна абсолютно.

Автор никогда не видел достаточно подробной карты Восточного Туркестана, и не думает, что там явно выражено квантование расстояний. В конце - концов, Такла - Макан - это пустыня, и жизнь там жестко привязана к источникам воды. А вода там может появиться только одним способом - с севера и юга пустыню окружают горы, и высотная зональность приводит к выпадению осадков в горах, вода стекает вниз в виде ручьев и речек, чтобы, попав на равнину, исчезнуть без следа. Так что огромное песчаное море в центре пустыни абсолютно безжизненно, вода есть только на склонах гор к северу и югу от пустыни, и именно к предгорьям жмутся все оазисы. Тогда ритм расположения оазисов задается рудиментарной местной речной системой, а не желаемым комфортным ночлегом заезжих гостей. Но ведь длина пустыни Такла - Макан - порядка 1200 километров, и к востоку от нее идет пустыня Алашань (где караваны также жмутся к предгорьям хребтов Нань-Шань и Алтынтаг все по тому же принципу - вода появляется благодаря перепаду высот), и после Такла - Макан идет Памир, "Крыша мира" - тоже не самое благоприятное для жизни место на земле. Отрезок "от воды до воды" - от верховьев Хуанхэ до верховьев Сырдарьи около 3000 километров. На этом промежутке просто неизбежны места, лишенные питьевой воды. Значит, караваны должны везти ее по этим местам с собой. Это слабая помощь для местных жителей - ведь последние должны как-то жить и зимой, когда пустыня является непреодолимым препятствием для караванов.

Следовательно, в противоборстве между деньгами (корыстью) и водой должны быть места, где побеждает вода (точнее, ее отсутствие), и тракт безлюден. Однако все остальные места должны быть заселены - иначе тракт не будет работать как единое целое. Значит, везде, где есть вода, пошлины с проходящих караванов должны автоматически решать все остальные проблемы - образцовая иллюстрация к американскому экономическому термину import driven economy - экономика, ориентированная на экспорт, в котором заключена суть экономики глобального торгового тракта. Автор всегда думал, что это отвлеченные рассуждения, предназначенные для исключительных ситуаций (действительно, где еще найти повод порассуждать о применении американских экономических принципов к средневековым кочевникам? Знаток Восточного Туркестана - Л. Н. Гумилев - рассматривал на его примере не экономические модели, а открытые им законы этногенеза, которых мы пока вообще не касались). А теперь с изумлением смотрит на карту Древней Руси [2] и удивляется заложенной в ней информации.

Средняя плотность городов примерно соответствует априорным ожиданиям - степи безлюдны, север пустынен, где-то в районе лесостепи идет в широтном направлении полоса максимальной плотности городов. Максимально заселены Западная Украина и Черниговско-Северское княжество. Конечно, здесь отчасти сказалась специфика источника - карта построена исключительно по Ипатьевской летописи, последняя часть которой только о Галицко-Волынской земле и рассказывает. Но посмотрите на соотношение городов и речной системы. С легкой руки Нестора - летописца считается, что речная система - это стержень Древней Руси, города тяготеют к ним. Трудно обнаружить следы этой системы на карте. Конечно, город как центр сельскохозяйственной округи немыслим без реки вообще. Но посмотрите на созвездие городов в верховьях Южного Буга, Горыни, Стыря, Стохода - Полоный, Шумск, Дорогобуж, Пересопница, Луцк, Перемыль. Десятки городов стоят в верховьях рек, никогда не отличавшихся судоходством. Рядом красуется гроздь городов в русской части Западного Буга - от Владимира до Володавы. Западный Буг никогда не был оживленной транспортной артерией, и в той же Галицкой-Волынской летописи не описана оживленная речная торговля по Западному Бугу. Черниговское княжество размещается между Десной и Сулой, что не мешает ему быть единым органическим целым. При этом его сторона, выходящая к Днепру, застроена городами реже, чем Десна. И наоборот, на 600 - километровый отрезок Днепра от Смоленска до Киева приходится только 7 городов - основное течение Днепра практически пустынно.

Вспомните теперь знаменитую 9-ю главу Константина Багрянородного [1] о русах - читая ее, трудно сомневаться, что именно днепровский путь был той осью, вокруг которой вращалась вся Древняя Русь. А теперь взгляните на карту еще раз. Кому мы должны верить - византийскому императору или карте?

Теперь о квантовании расстояний. В разных частях рассматриваемой карты значимость указанной закономерности разная. Обнаружить ее в Западной Украине, где вся поверхность карты заполнена селениями - это одно. А обнаружить ее в Муромо-Рязанской и Владимиро-Суздальской землях, где города разделены расстояниями по 100 километров и более - совсем другое. На больших пустынных перегонах (вроде южных степей от Олешья до Канева) значение квантования ничтожно - по открытым незаселенным пространствам можно ходить как хочешь, и ни один способ не будет правильнее остальных. Но при движении по урбанизированной местности уже не все равно - ночевать в благоустроенном постоялом дворе или в двух километрах от него прямо на обочине. Однако при желании обеспечить купцам благоустроенный ночлег сразу возникает вопрос: кто к кому идет - Магомет к горе или гора к Магомету? Карта неопровержимо свидетельствует: города не просто возникали по спонтанным причинам, а потом заманивали к себе трансконтинентальных торговцев, наоборот: они возникали именно там, где было более всего удобно торговцу, а не местному населению. И они возникали скоординировано: такие участки, как Белгород - Мичск - Ушеск - Возвягль должны были возникнуть не как результат эксперимента местных умельцев, а по заранее продуманному плану организации торгового пути от Киева до Польши.

Если бы данная закономерность охватывала только 10 процентов городов Древней Руси, автор выделил бы их в категорию торговых городов и успокоился бы на этом. Но ведь наш анализ показывает, что ПРАКТИЧЕСКИ ВСЕ города (кроме городов Поднестровья) охвачены этой системой. Само существование некоторых городов (например, Брягина точно посредине между Черниговом и Мозырем) свидетельствует о том, что проходящий через него тракт был достаточно оживленным в течение столетий. Значит, мы нашли причину возникновения не части древнерусских городов, а всей Древней Руси как этнополитической системы: города возникли синхронно с образованием системы трансконтинентальной торговли, и этот процесс шел не снизу вверх (что-то вроде процесса собирания древнерусских земель), а сверху вниз: на деньги с проходящих караванов местная администрация набирала дружинников (если хотите - полицейских), поддерживающих порядок на тысячеверстных просторах. Мы также можем угадать и конкретное проявление этой глобальной торговли - Великий Серебряный путь. Тогда даты кладов, зарытых в Скандинавии, дают нам и примерные хронологические рамки: 700 - 800 годы (Разумеется, образование таких глобальных объектов не может быть датировано с точностью до года).

Еще одно соображение, которое следует из данной закономерности - чисто методическое. Грандиозная торговая система, так ярко описанная у Идриси, напрочь отсутствует у его старшего современника Нестора Летописца. Нам надо признать одного из них заблуждающимся, или показать, каким образом каждый из них видел свою часть картины и не замечал всего остального. Диагноз автора таков: Нестор был монах, и писал "не корысти ради", а для прославления народа, страны и политической власти, несшей людям свет православия. Иноязычная и иноверная торговая среда "купцов мусульман из Арминийи" осталась ему чуждой по всем параметрам. Мало его заботило и поступление торговых пошлин с купцов к князьям - пошлин, на которые собирались дружины для походов на Царьград и мусульманский восток, да и распространение православия, если честно, тоже отчасти спонсировалось иноверными купцами (опять же, набор княжеских дружинников). Поэтому летописец копал вглубь истории (церковь всегда цепко держится за традиции, только новые американские секты не смущаются новоделом и на традиции не опираются), а из всех письменных источников пользовался только византийскими (для использования иноземных письменных источников необходимо как минимум знание языков. Вряд ли в Древней Руси было много людей, способных читать арабские, армянские и исландские исторические сочинения; только изучение греческого было поставлено на промышленную основу - и то "не корысти ради").

Иное дело Идриси Он жил при дворе иноплеменного монарха, который заботливо поддерживал космополитизм своего двора. Поэтому знание иностранных языков было нормой (Роджер II сам знал арабский). Однако к отдаленным странам, вроде Руси, Идриси не испытывал никаких личных симпатий, и пытался описывать ее "по деловому", то есть с точки зрения не истории или чистоты вероисповедания, а исходя из "объективной" картины текущей экономики. Купцы были его единственными информаторами (ну не ездили православные монахи в мусульманскую Сицилию; а жаль - может быть, мы бы имели сейчас более благоприятный отчет о Руси в "Нузхат ал-муштак"). И потому обе картины являются резко отличными друг от друга.

Кстати, космополитизм часто является результатом завоевания одного народа другим, когда завоеватели больше всего на свете ненавидят и боятся местное население. Именно поэтому монгольский хан Хубилай пригласил генуэзца Марко Поло к себе на службу - китайцев он ненавидел еще сильнее, об этой взаимной ненависти монголов и китайцев много пишет Гумилев. И поэтому же турки - османы после завоевания Константинополя приглашали к себе на поселение евреев - видно, грекам они верили еще меньше. Наверно, так же сложились и отношения покоренных сицилийских мусульман с завоевателями - норманнами. Стоит также заметить, что неумеренные занятия географическими науками Палермской династии на пользу не пошли. Рассказывая о судьбе серебряного диска карты Роджера II постоянно напоминают о том, что она пропала, скорее всего во время разграбления дворца Роджера в 1160 году. То есть 6 лет спустя после завершения труда Идриси. Не поспособствовал ли Идриси истощению государственного бюджета? Ведь не все считают составление карты мира единственной заботой государства.

Кому же верить? В разных вопросах по-разному. В вопросах истории или веры - Нестору, потому как Идриси их не касался. А в вопросах географии - наверное, Идриси. Почему? Есть несколько обстоятельств, которые проверяются объективными данными и говорят в пользу Идриси. Во-первых - широчайший размах торговых операций с востоком, документируемый кладами серебра в Балтийском регионе. Нестор молчит об этом, Идриси дает ясный ответ. Во вторых - наличие глобальных сухопутных торговых трактов, не просто проходящих через Русь, но вызвавших ее к историческому существованию. По Нестору - смысл существование Руси - в распространении православия. По Идриси - в транзите восточных товаров на запад (кстати, очень даже актуальный лозунг: автор готов прочитать цикл лекций на эту тему). Известная нам географическая карта Древней Руси подтверждает правоту Идриси. Массовое переселение армян в Галицко - Волынскую часть Украины в XII - XVI вв. не имеет в летописях прямого объяснения. У Идриси оно просматривается. Наконец, провозглашаемый здесь принцип квантования расстояний. Не надо делать из него абсолют. Он не обязан выполняться с точностью до километра. Если купеческие караваны из Китая в Среднюю Азию могли преодолеть 3 тысячи километров по пустыням от границ Китая до оазисов Сырдарьи, то перемещение города на 5 километров не могло остановить движение товаров и людей. Однако ГЛОБАЛЬНОСТЬ соблюдения этого принципа в пределах Руси показывает глубину вовлеченности Руси в мировую торговлю, и недопустимость, как это делал Нестор, опоры при реконструкции истории Руси только на единоверные греческие исторические сочинения.

Поэтому первоочередной задачей по разработке данной проблемы автор считает во-первых, более полную реконструкцию системы торговых трактов Древней Руси по древнерусским летописям (что-то вроде составления карты, как у Махновца [2] , но со специальной проработкой тех трактов, которые уже просматриваются по карте из [2] - ведь мы теперь точно знаем, что мы ищем, и на многие источники можем взглянуть совсем по-иному); а также поиск подобной системы у наших соседей - поляков, венгров и в Закавказье (по историческим картам и по работе Идриси - наверняка они там тоже есть). Еще лучше привлечь и археологический материал - но тут автора пугает объем предстоящей работы.

И неплохо бы все-таки сделать полный перевод отрывков по Древней Руси на русский язык с соответствующим комментарием, ведь стыдно отставать от поляков и болгар на десятилетия.

Последнее замечание (просто оно пришло в автору голову последним): глядя на квантование на территории Белоруссии, автор ловит себя на мысли, что там квантование чаще придерживается стандартного расстояния 110 километров (трехдневый переход), чем 70 километров (двухдневный). Купцам разница невелика - просто ночевать под открытым небом немного чаще. Это просто следствие меньшей заселенности Белоруссии, например, по сравнению с Украиной (это справедливо до сих пор). Но государевым гонцам проскакать перегон за один день уже невозможно. Это тоже можно понять: Русь в XII веке, во времена Идриси, представляла собой конфедерацию около десятка княжеств, а не монолитное образование вроде Римской империи. А в соседнее княжество не принято слать срочных гонцов "о двуконь". Поэтому если серьезно настаивать на "каноничности" квантования по 70 километров (как Рыбаков для булгарского участка тракта Булгар - Киев), то можно возразить, что рациональные причины для этого могут быть только в пределах отдельных княжеств, а не в пределах всей русской конфедерации (размеры княжеств - порядка 250 километров, в каждом княжестве может поместиться всего ТРИ таких перегона по 70 километров). Поэтому и автор при обсуждении квантования не брезговал одно- и трехдневными переходами, а рассматривал их наравне с двухдневными: он ставил себя на место купцов, а не гонцов. А поскольку рассматриваемые города возникли не в середине XII века, а на несколько веков раньше, то автор делает тот вывод, какой может: на рассматриваемой территории никогда не было единой централизованной империи, и города всегда строились именно для купцов. Впрочем, переходы по 70 километров просматриваются также очень явно, чему автор не может найти объяснения. И объяснять надо именно тот отрывок Рыбакова, который имеется на первой странице: вероятно, обяснение общее для всех купцов всех стран и народов, а не специфично для Руси. Так что тот, кто этот вопрос поймет (хотя бы выяснит наличие квантования на Ближнем Востоке или в Китае, тогда можно рассуждать по аналогии - есть желающие поднять тему?) сильно продвинет наше понимание Древней Руси как примера глобального торгового тракта.

Хотя дискретность расстояний между городами звучит очень экзотично, но автор смог найти один пример, когда она присутствует. Посмотрите на карту Дании эпохи викингов, доступную с главной страницы. На ней показан "Ратный путь", судя по названию предназначавшийся для быстрого сбора и переброски ополчения на случай войны. Непосредственно на нем стоят города Ольборг, Виборг, Эллинг и Хедебю. Посмотрите расстояния между первыми тремя городами по современной карте. Они равны как раз по 70 километров. Расстояние Эллинг - Хедебю приблизительно равно 120 километров, то есть трехдневному переходу. Учитывая, что местоположение Хедебю определяется положением "Датского вала", а не потребностями торговцев, совпадение можно признать отличным. Поэтому можно попытаться найти примеры квантования расстояний в скандинавских странах.

Автор не может сделать это систематически, но хочет высказать пару общих соображений. Дания маленькая страна, и в ней пример глобального тракта имеет всего 4 города. Использовался ли тракт для торговых целей (только тогда имеет смысл искать квантование), автор не знает. Но поскольку со всех сторон Дании море, то тракт надо считать локальным, а не глобальным. Построен датский тракт сильной централизованной властью, для нужд централизованного правительства, и в данном случае своего, а не иноземного. В восточной же Европе тракт безусловно глобальный, и скорее всего, должны быть иноэтничные влияния (если автора убедят в обратном - тем лучше). Прямого влияния датского государства на Древнюю Русь в, общем-то, не заметно. Поэтому лучше поискать и в других странах. В пределах Норвегии найти квантование очень маловероятно. Эта страна вытянулась вдоль побережья, причем сильно изрезанного фиордами. И если в "Круге Земном" часто описывается сбор ополчения на кораблях, то описания сбора войска по суше, а тем более продвижения торговых караванов между городами, автор не помнит. Так что чем сильнее связь страны с морем, тем менее вероятно квантование (а варяги именно с морем и связаны). И наибольшие шансы обнаружить его в Швеции - большая страна, ровная территория. И для Руси представляет главный интерес - говорят, шведы - это главная историческая движущая сила на наших равнинах. Так что при случае с них и надо начинать.

Литература:

  1. Константин Багрянородный "Об управлении империей" Москва, Наука, 1989
  2. Махновець Л. "Літопис руський" Київ, Видавництво Дніпро, 1989

На главную страницу

Hosted by uCoz